Регенерация
Сначала под
воздействием газов происходит испарение оболочек гранул, потом церий
высвобождается. Затем при его попадании на мембрану происходит воспламенение, и
температура газов сильно повышается. Разогрев носит локальный характер, поэтому
для системы это безопасно. Конечно, керамическая решётка постепенно разрушается,
но этот процесс очень продолжительный.
DPF располагаются близко
к мотору. Поэтому никаких дополнительных приспособлений, чтобы максимально
разогреть газ, не требуется. Горячие газы сразу же попадают в фильтр, выжигая
сажу. Такая процедура может быть проведена только при движении на полной
скорости, поэтому автомобиль иногда нужно предельно разгонять.
Не стоит проводить процедуру регенерации каждый день — отталкивайтесь
от интенсивности образования сажных отложений.
Забитый сажевик
использовать нельзя, потому что со временем это разрушит двигатель. В сервисных
центрах есть оборудование, запускающее процесс принудительной регенерации. Но
этого сделать не получится, если фильтр забит сверх нормы. Здесь уже нужно
производить промывку специальными средствами, что позволит удалить основную
часть отложений. Промывка может быть проведена одним из 2 способов:
- частичная промывка (элемент не снимается);
- глубокая промывка (подразумевающая снятие элемента).
Сажевый фильтр с датчиками
Частичная промывка
производится при помощи пистолета-распылителя, трубки и специального средства. Также
понадобится компрессор, который будет создавать необходимое давление. Снимаем
температурный датчик, открываем доступ к фильтру и очищаем его. На одну
процедуру уходит до литра очищающей жидкости, в качестве которой обычно
используют NUNAP MP 131. Потом датчик возвращаем на место.
При глубокой
промывке элемент снимаем полностью, промываем его специальным средством — например,
DPF Cleaner. Активная жидкость нейтрализует сажные отложения, и они легко удаляются
подаваемой под напором водой. Очистка более эффективна, если она проводится при
помощи компрессора. После очистки фильтрующий элемент просушиваем, потом ставим
на место.
Промывка далеко не
всегда позволяет полностью уничтожить засор. Если этого сделать не удаётся,
лучше купить и поставить новый элемент.
В средствах для промывки содержатся вредные для кожи вещества,
поэтому процедуру нужно проводить только в защитных перчатках.
Устройство сажевого фильтра и принцип его действия
Конструктивно сажевый фильтр представляет собой контейнер, изготовленный из нержавеющей стали. Элемент размещается в выпускном тракте на минимальном расстоянии от турбокомпрессора для обеспечения высокой температуры газов. В одном корпусе с очистительным устройством размещается нейтрализатор газов окислительного типа. Поток газов сначала проходит через нейтрализатор, а затем попадает в фильтр.
Внутренний объем фильтра заполнен сотовым керамическим элементом (карбид кремния) с каталитическим покрытием поверхности. Керамика применяется по причине способности выдерживать нагревы до высоких температур. Соты расположены параллельно и по очереди перекрыты то с одной, то с другой стороны. За счет этого обеспечивается проход газов через пористые стенки каналов, покрытых катализатором. На этом этапе происходит фильтрация частиц сажи.
Система сажевого фильтра
Сажевый фильтр входит в состав целого комплекса, состоящего из узлов:
- 1 — контроллер, расположенный в комбинации приборов;
- 2 — блок управления работой двигателя;
- 3 — измерительный датчик расхода воздуха (ДМРВ);
- 4 — двигатель;
- 5 — сенсор температуры газов перед турбокомпрессором;
- 6 — турбокомпрессор;
- 7 — сенсор температуры газов перед фильтром;
- 8 — лямбда-зонд;
- 9 — фильтр;
- 10 — сенсор замера перепада давления выхлопных газов в фильтре;
- 11 — сенсор температуры газов после фильтра;
- 12 — глушитель.
На V-образных двигателях установлены индивидуальные сажевые фильтры и датчики на каждый блок цилиндров.
Типы фильтров
На дизелях применяются два типа фильтров, отличающихся способом очистки от сажи:
- тип DPF, требующий ручной промывки специальными жидкостями;
- модель FAP, с системой самоочищения по данным от датчиков.
На ранних моделях дизелей мог применяться внешний фильтр, устанавливаемый в выхлопной трубе. В настоящее время подобное устройство не используется.
Сажевый фильтр – благо или проблема?
Система очистки газов от сажи имеет важное значение для экологии. Но препятствием является качество дизельного топлива, которое в России далеко от идеала
Если в Европе и Северной Америке сажевые фильтры служат по 150-200 тыс. км, то в РФ очиститель зачастую выходит из строя через 40-50 тыс. км. Можно провести замену устройства, но ценник запчастей превышает 100 тыс. рублей и не факт, что новый фильтр прослужит долго.
Для продления срока службы сажевого фильтра рекомендуется проводить принудительный прожиг сот при каждом плановом ТО и использовать моторное масло с пометкой «для двигателей, оснащенных сажевым фильтром».
Помимо оригинальных деталей, на рынке встречаются аналоги, обладающие сниженной стоимостью. Несмотря на экономическую выгоду, не рекомендуется установка подобных узлов. Это связано с низким качеством компонентов, не выдерживающих температурной регенерации. Из-за этого керамическая вставка разрушается, а корпус может прогореть. Прогар устройства становится причиной возгорания автомобиля.
Некоторые владельцы авто пытаются заменить керамические соты металлической стружкой, мотивируя это тем, что сохранится функциональность фильтра. По факту подобное изделие не выполняет своих обязанностей. Датчики будут фиксировать ошибки и выводить информацию на комбинацию приборов. Некоторые автомобили при появлении ошибок фильтра сразу переводят двигатель в режим аварийной работы.
Способы очистки сажевого фильтра дизельного двигателя
Дизельные двигатели оснащены электронными системами управления, которые ведут очистку фильтра автоматически. Но может наступить момент, когда владельцу придется промывать и чистить фильтр при помощи специальных химических составов. Процедура очистки жидкостями может выполняться самостоятельно.
Регенерация устройства
По мере оседания частиц сажи потоку выхлопных газов становится все труднее проходить в атмосферу. Помимо этого, снижается эффективность работы устройства. Для предотвращения подобного явления применяется периодическая регенерация устройства. Во время процедуры происходит выжигание частиц сажи. Процесс выполняется в автоматическом режиме без вмешательства водителя. Поведение автомобиля при этом не меняется.
Прожиг сажевого фильтра
Различают два вида температурной регенерации:
- пассивная;
- активная.
Пассивная очистка происходит в постоянном режиме и не требует корректировок в программе блока управления двигателем. Прочистка производится за счет высокой температуры выхлопных газов в фильтре, которая находится в пределах 400-500 ºС. Нагрев становится катализатором химической реакции, при которой углерод соединяется с диоксидом азота, получая на выходе диоксид углерода. Дополнительным ускорителем реакции является слой платины, нанесенный на сотах фильтра.
Активный режим очистки включается при помощи блока управления двигателем. Активация специального алгоритма приводит к повышению температуры выхлопных газов. Подобная процедура автоматически включается на машинах, перемещающихся на короткое расстояние, недостаточное для пассивной очистки. Включение режима происходит по данным от датчиков, температура выхлопа доходит до 650 ºС. Очистка занимает не более 10 минут, химические процессы аналогичны пассивному режиму.
Процедура прожига сажевого фильтра на двигателе Ford Focus 1,6 TDCI показана в видеоуроке от канала «MCAR BMW Михаил М».
Промывка сажевого фильтра своими руками
Промывка фильтра жидкостью выполняется на устройствах любого типа. Процедура применяется в тех случаях, когда температурный метод регенерации не позволяет удалить слой сажи.
Существуют две методики промывки:
- со снятием фильтра с автомобиля;
- без снятия.
Жидкость для очистки TUNAP MP 131
Жидкость МР 131 производится германской компанией Tunap Group. Входящие в состав присадки активно растворяют сернистые соединения, отложившиеся на поверхности фильтра.
Жидкости МР 131 и 132
Чистка сажевого фильтра жидким средством ТУНАП производится следующим образом:
- Демонтировать из выхлопного тракта сенсор температуры или давления, установленный перед фильтром.
- Ввести в отверстие зонд для распыления жидкости МР 131. Подача выполняется несколькими порциями со временем распыла пять секунд. Между подачами выдерживается пауза в пять секунд, необходимая для размягчения слоя сажи.
- Промыть фильтр жидкостью МР 132, которая распределяет растворенную сажу по поверхности фильтра.
- Установить на место снятые детали и запустить двигатель. Произойдет выгорание сажи и очистителя в режиме пассивной или активной очистки. Регенерацию можно активировать в ручном режиме, поскольку конструкция электроники дает такую возможность.
Если промывка жидкостями МР 131 и 132 не дала ожидаемого эффекта, то потребуется снять фильтр для повторной очистки более активными средствами.
Жидкость для промывки DPF Flushing Liuquid
Жидкость немецкого производства содержит компоненты, разрушающие слой нагара и отложений. Вещества абсолютно инертны по отношению к материалам фильтра.
Упаковка DPF Flushing Liuquid
Очищение DPF Flushing Liuquid производится следующим образом:
- Снять с автомобиля фильтр.
- Закрыть один из каналов устройства для предотвращения вытекания жидкости.
- Наполнить корпус фильтра жидкостью Flushing Liuquid.
- Выдержать средство в фильтре не менее 10 часов. Рекомендуется взбалтывание промывки через каждые 2-3 часа.
- Слить промывочный раствор и промыть устройство проточной теплой водой.
- Высушить фильтр и установить на место.
- Добавить в топливо дополнительное средство DPF Super Clean и прожечь фильтр нормальным способом. Рекомендуется включить принудительную процедуру регенерации при помощи тестового прибора, подключенного к автомобилю.
Термическая обработка сажевого фильтра
Гофра воздушного фильтра Фильтр демонтируется и помещается в печь, где сохраняется температура порядка 600-700 градусов по Цельсию. Под действием высокой температуры происходит постепенное «выжигание» загрязнений. Вся процедура по времени занимает от 8 до 12 часов. Для термической обработки требуется такой набор средств:
- — тестер для определения уровня давления
- — печь
- — компрессор.
Явным преимуществом этого метода является максимальное удаление загрязнения. Среди недостатков можно выделить такие:
- — риск повреждения целостности корпуса из-за демонтажа и последующего монтажа
- — возможность повреждения корпуса из-за высокой температуры
- — риск термического повреждения металлических деталей.
Ультразвуковая очистка
Читайте Как выбрать сервис по ремонту
Фильтр демонтируется и опускается в ультразвуковую ванну, наполненную водой. В этой среде образуется множество микро пузырьков, внутри которых достигается высокое давление и высокая температура. Под их воздействием все загрязнения «отсоединяются» от поверхностей. Время на проведения процедуры – 12-24 часа. Требуемое оборудование: ультразвуковая ванна, компрессор, печь. Преимущество такого метода – это глубокая очистка всех мельчайших ячеек фильтра. Имеется и ряд недостатков:
- — низкая эффективность на особо загрязненных поверхностях, а также на фильтрах больших размеров
- — риск повреждения стенок из-за активного действия пузырьков под высоким давлением
- — большое количество потребляемой воды (периодически ее необходимо полностью заменять).
Химические добавки
В этом варианте в топливный бак добавляются химические соединения, которые «расплавляют» сажу во время работы двигателя. Очистка при помощи химии – это простой и относительно дешевый способ. На рынке автозапчастей можно подобрать добавки разных производителей с широким разбегом цен.
Очистители нового поколения
Химические добавки для очистки сажевых фильтров постепенно совершенствовались, что вылилось в целый ряд специальных очистителей — омывателей. Промывочные жидкости эффективно растворяют копоть, что впоследствии помогает выгорать загрязнениям естественным путем.
Последние два способа на сегодняшний день, пожалуй, максимально эффективны и доступны. Регулярное их применение облегчает обслуживание сажевых фильтров и помогает максимально долго держать их в чистом и функциональном состоянии.
Принудительная регенерация и очистка вручную
Если фильтр использовался в неблагоприятных условиях, тем самым забившись, то использовать его запрещено. Он попросту уничтожит систему и двигатель, что выльется в капитальный ремонт. Поэтому при полном засоре необходимо пройти процедуру принудительной регенерации.
Принудительная регенерация может быть запущена специальным оборудованием, зачастую присутствующим в сервисных центрах. Она позволяет быстро устранить засор, подключив систему очистки. Однако включить ее не всегда удается. В случаях, когда фильтр наполнен сверх нормы, включить систему очистки не выйдет.
Если такое произошло, то здесь поможет промывка с помощью специальных средств. Зачастую она позволяет устранить большую часть сажи, после чего возможно подключение регенерации.
Промывка осуществляется двумя методами:
- без снятия элемента;
- полная промывка со снятием.
В первом случае необходимо взять пистолет-распылитель и гибкую трубку, а также средство для очистки фильтра. Для подобных задач подойдет жидкость TUNAP MP 131. Также необходим источник давления – компрессор. Доступ к фильтру осуществляется через предварительно снятый датчик температуры или давления. Необходимо тщательно прочистить данный элемент, приблизительный расход на одну чистку – до литра жидкости.
Далее необходимо устранить жидкость концентратом TUNAP MP 132. После этого процедура очистки завершена, нужно вернуть датчик на место и провести регенерацию фильтра штатными методами. Если процедура не помогла, то необходимо проводить полную промывку со снятием элемента.
Второй метод заключается в полном снятии фильтра и его промывке. Для начала необходимо снять фильтр с системы и открыть его. Далее его необходимо промыть посредством специальных средств вроде DPF Cleaner. Они устраняют остатки сажи и масла, в результате чего те легко устраняются под напором воды. Подобные очищающие средства смываются водой. Очистку можно дополнить специальными чистящими средствами вроде PRO-TEC DPFCatalyst Cleaner. Однако это зависит от ситуации.
Совет! Использование компрессора может повысить эффективность очистки фильтра. Достаточно лишь протолкнуть чистящее вещество напором сжатого воздуха.
После завершения процедуры нужно просушить фильтр и установить в автомобиль. Далее стоит проверить его состояние и запустить штатную регенерацию. Но стоит учитывать, что далеко не всегда промывка способна помочь против засоров. Если доступные методы не помогли, то придется приобретать замену.
Важно! При использовании средств промывки нужно одевать перчатки. Важно помнить, что это агрессивные вещества, способные навредить коже.
Заменять фильтр рекомендуется по прохождении 180 тысяч километров
Эту точку можно оттянуть посредством очистки и регенерации, но вечно данный элемент служить не может, а использование забитого или плохого фильтра приведет к попаданию сажи в систему, что обязательно выльется в большие затраты на ремонт
Заменять фильтр рекомендуется по прохождении 180 тысяч километров. Эту точку можно оттянуть посредством очистки и регенерации, но вечно данный элемент служить не может, а использование забитого или плохого фильтра приведет к попаданию сажи в систему, что обязательно выльется в большие затраты на ремонт.
А для лучшего понимания эффективности промывки сажевых фильтров рекомендуется посмотреть это видео. Здесь проведена очистка сегмента забитого фильтра с помощью средства Luffe. Наглядно показаны этапы процедуры и эффективность такой промывки:
- Втягивающее реле стартера щелкает, но стартер не крутит
- Как поменять генератор на Приоре
- Замена натяжного ролика ремня генератора на Приоре
- Как работает минимойка
Возможные риски которым подвергается автомобиль при проведении вышеуказанных работ
Во-первых, при самостоятельном удалении сажевого фильтра существует риск что-нибудь сломать, что повлечет за собой еще большие проблемы, а стоимость ремонта существенно возрастет.
Во-вторых, если неправильно перепрограммировать блок мотора, система будет видеть, что фильтр не засоряется, а этого попросту не может быть, поэтому она решает, что сажевый фильтр неисправен, и переводит транспортное средство в аварийный режим, не говоря уже о том, что система постоянно будет выдавать коды неисправностей.
В третьих, многие автолюбители говорят, что после удаления данного приспособления улучшается динамика машины. Причина очевидна — в результате удаления сажевого фильтра снижается сопротивление выхлопных газов. Однако хорошо ли это? Из-за повышения скорости потока газов выхлопа повышается скорость вращения турбины, что, в данном случае, превышает расчетную скорость. Как свидетельствует практика, нередко после изъятия сажевого фильтра происходит выход турбины из строя.
Причины снижения эффективности
Существует несколько причин, почему фильтры забиваются. Основная причина — качество При заправке автомобиля некачественным топливом образуется большое количество сажи — фильтр быстро забивается, что снижает срок его службы.
Еще одна причина — недостаточная температура. Так, сажа сгорает не полностью.
Все дело в том, что представляет собой сажевый фильтр на дизеле. Что это? Он не только задерживает частицы, но еще и поддерживает температуру для сжигания их. Однако следует сказать, что это случается, когда нагрев отработанных газов высокий и составляет не меньше, чем 600 градусов Цельсия. При меньших показателях сажа не будет сгорать.
Среди причин снижения температуры газов также выделяют несколько. Это режимы движения, пробки на дорогах, нарушение процесса сгорания горючего. Так, температура в системе не поднимется, если скорость движения низкая, а движение сопровождается частыми остановками.
Что такое сажевый фильтр, и как он работает?
Само понятие фильтр указывает на то, что деталь участвует в процессе очистки. Только в отличие от воздушного фильтра, сажевый устанавливается в выхлопной системе. Деталь предназначена для того, чтобы максимально снизить выброс вредных веществ в атмосферу.
В зависимости от качества изделия и фильтрующих элементов эта деталь способна обеспечить удаление до 90 процентов сажи из выхлопа после сгорания дизтоплива. Работа СФ проходит в два этапа:
- Удаление сажи. Фильтрующие элементы, пропускающие дым, задерживают твердые частицы. Они оседают в ячейках материала. В этом основная задача фильтра.
- Регенерация. Это процедура по очистке ячеек от скопившейся сажи. Она производится тогда, когда при исправных сопутствующих системах мотор начинает терять мощность. Другими словами, регенерация это восстановление чистоты поверхности ячеек. В разных модификациях применяется своя технология по чистке сажевика.
Как прожечь
Итог разговора на данный момент вполне понятен – сажевый фильтр дизельного двигателя можно почистить. Способ №1: сделать это, как принято говорить, пассивным путем. Способ №2: провести чистку активным методом, который заложен в штатной электронике.
Что такое регенерация
О том, что представляет собой регенерация сажевого фильтра и какие цели она преследует, разговор уже был. Напомним, что основная задача этого мероприятия – выжечь скопившуюся в каналах «сажевика» сажу. Опустошенная матрица позволяет двигателю «вздохнуть», а значит, отбирает минимум мощности.
Чтобы выжечь эту самую сажу, необходимо повысить температуру отработанных газов. Сделать это можно двумя путями:
- Пассивным. С ростом оборотов повышается температура выхлопа, но увеличивается перерасход топлива. Оптимум – постоянные средние обороты: газы горячие, доля недожжённой солярки минимальна. Пример из эксплуатации – движение по трассе с постоянной скоростью.
- Активным. Увеличение температуры в фильтре за счет дожигания дизельного топлива перед ним. Перед выпуском отработанных газов из цилиндра осуществляется послевпрыск ДТ. За счет низкой температуры его самовоспламенения имеем факел пламени и горячий поток выхлопа прямо перед «сажевиком», отчего последний нагревается до 600…650°С.
Вернемся к пассивному способу, чтобы разделить две конкурирующие технологии – FAP и DPF. Машины с FAP отличает наличие бачка со спецприсадкой, содержащей церий. Добавив ее в топливо, можем провести пассивную регенерацию при более низкой температуре. В быту это означает, что прожиг на трассе проходит более продуктивно. То есть сроки опустошения фильтра уменьшаются, отчего одни плюсы.
На стенках матрицы DPF нанесен платиновый катализатор. Его задача – способствовать ряду химических реакций, которые в конечном итоге избавляют емкость от сажи. В отличие от FAP, газы должны быть изрядно горячими (400…500°С против 300…350°С), иначе прожигу не быть. А значит «топить» на шоссе все-таки придется.
Активный прожиг
О пассивном методе сказано много. Остается лишь конкретизировать, как прожечь сажевый фильтр в движении без помощи электроники, а именно примерную скорость передвижения и обороты двигателя. Итак, темп в 70-90 км/ч и более 2 500 об/мин на тахометре вполне достаточно для того, чтобы немного опустошить фильтр от сажи. Как часто и сколько времени уделять процессу – зависит от частоты использования машины. Отталкивайтесь от стандартного цикла: на 5 дней городской толкучки 2-3 поездки выходного дня длительностью не менее 40 минут.
Повторимся, что цель активной регенерации – раскалить матрицу сажевого фильтра до 600…650°С. Для этого необходимо изменить работу турбокомпрессора, заглушить систему рециркуляции отработавших газов (EGR), и впрыскивать топливо перед тактом выпуска отработавших газов. Сразу предупредим, ситуация пожароопасная.
- Сенсор температуры выхлопных газов. (их два – один смонтирован на входе в фильтрующий элемент, второй – на выходе).
- Датчик дифференциального давления. Измеряет разницу давлений между входом и выходом.
Запускается активный прожиг по-разному. На одних автомобилях (например, на VW) это происходит незаметно для водителя и вне зависимости от того, находитесь ли вы в городе и на трассе, на других (например, у Toyota) – засветится лампа, что необходимо остановиться и нажать специальную кнопку.
Все же сравнивать автомобили по алгоритму срабатывания электроники не стоит. Так у того же VW есть предаварийный режим, который мы описывали (иконка DPF). Разница только в том, что владельцу VAG-овской продукции необходимо выехать на трассу и ехать, пока лампа не потухнет, а Toyota все сделает сама на месте.
О чем еще стоит поговорить, так это о признаках активной регенерации:
- Увеличивается температура двигателя.
- Растет расход топлива.
- Возрастает температура масла.
- Раскаленная банка начинает громко цокать, что хорошо слышно снаружи.
- Цвет выхлопа приобретает густой белый оттенок.
- На холостых оборотах двигатель начинает «басить».
Режим «Check Engine» +…
На некоторых машинах производитель предусматривает аварийную регенерацию. Обычно чтобы ее запустить, счетчик сажи должен насчитать некоторое пороговое значение (у VAG это не менее 58 гр.), а компьютер – войти в режим «чека».
Запуск такой программы очистки возможен только на СТО. Часто эту процедуру называют сбросом ошибки Diesel Particulate Filter Restricted/Clogged MIL ON или принудительным прожигом сажевого фильтра, который мало чем отличается от тойотовской модели запуска активной регенерации через кнопку.
Устройство фильтра
В классическом исполнении устройство сажевого фильтра очень похоже на устройство катализатора. Он имеет форму металлической колбы, только внутри нее находится прочный фильтрующий элемент с ячеечной структурой. Часто этот элемент изготавливается из керамики. Тело фильтра имеет множество ячеек с сечением в 1мм.
В комбинированных вариантах элементы катализатора и фильтрующий элемент помещены в один модуль. Дополнительно в таких деталях устанавливается лямбда-зонд, датчики давления и температуры отработанных газов. Все эти детали обеспечивают максимально эффективное удаление вредных частиц из выхлопа.
Отличия DPF и FAP
Принцип работа фильтров DPF и FAP отличаются. Первый был разработан концерном Volkswagen (VW) и при режимах регенерации предусматривает нагрев выхлопных газов различными способами кроме присадок.
Система FAP наоборот, подразумевает использование присадок в топливо для уменьшения температуры регенерации. Она была разработана концерном Peuqeot-Citroen, но помимо своих моделей (Пежо, Ситроен) устанавливается еще на автомобили, производимые Ford, Volvo и Toyota.
Место размещения сажевых фильтров DPF и FAP одинаково, за катализатором. Но первые находятся с каталитическим нейтрализатором в одном корпусе. Особенно это видано на примере Volkswagen Transporter Т5.
Вторые же устанавливаются как отдельные элементы.
Работа системы FAP происходит следующим образом. В специальном бачке объемом до 5 литров, который обычно размещается внутри топливного бака, находится присадка с церием – называется Eolys.
Количество присадки, которое контролируется поплавковым датчиком в бачке, рассчитано на весь срок службы сажевого фильтра, а это от 120 до 200 тыс. км. пробега. Но в некоторых моделях авто ее объем рассчитан только на 80 тыс. пробега, поэтому приходится присадку доливать.
Активная регенерация в системе FAP включается тогда, когда сажевому фильтру нужно дать хорошую «встряску» и очистить его от застоявшейся сажи.
При забитом фильтре, ЭБУ или специально предназначенный для этого блок, определяет по полученной информации от датчиков степень его загрязненности и рассчитывает нужную порцию присадки, которая с помощью электрического насоса перекачивает в бак.
Благодаря такому решению сажа эффективно сгорает не при 600-650°С, а при 450-500°С.
Недостатком системы Filtre a Particules является то, что, хотя присадка с церием и способствует полному сгоранию сажи, сама она не сгорает и оседает в виде золы на стенках сажевого фильтра. Активная регенерация ситуацию не спасает.
Многие считают, что это уменьшает срок службы очистительного элемента, но на самом деле производитель уже учел этот недостаток в его конструкции. Скорее всего на срок службы больше повлияет качество топлива и игнорирование профилактических мероприятий про который сказано в конце статьи.
Также, не качественная соляра увеличивает расход присадки и доливать ее приходится чаще.
Признаки неисправности датчика массового расхода воздух, проверка ДМРВ на работоспособность, диагностика мультиметром, тестером, замена своими руками
Что делает система EGR? Зачем она нужна?
Воздух по объему на 78% состоит из инертного газа азота, который при обычных условиях реагирует только с литием. При высокой температуре азот окисляется, получаются оксиды NOx, при чем чем выше концентрация кислорода, тем больше получатся оксидов азота.
Система рециркуляции отработавших газов (EGR) предназначена для снижения в отработавших газах оксидов азота NOx за счет возврата части отработавших газов во впускной коллектор. Возврат части отработавших газов во впускной коллектор позволяет снизить количество кислорода в топливо-воздушной смеси и, тем самым, уменьшить образование оксидов азота. Однако это вызывает падение эффективной мощности двигателя. Удаление EGR в дизельных двигателях считает допустимым большое количество людей, включая экологов. Удаление системы EGR приводит к увеличенному уровню NOx, однако углеводородные выделения, выбросы макрочастиц (сажа), угарного и углекислого газов существенно уменьшаются. Кроме того, удаление EGR приводит к увеличению экономии топлива. Выхлопной газ, повторно поданный назад в цилиндры, добавляет в двигатель вызывающие износ загрязнители (сажу и смолы) и быстрее окисляет моторное масло, что отрицательно сказывается на ресурсе двигателя.
Чем промыть сажевый фильтр
Качественными
считают очистительные средства компании Liqui Moly, но они дорогие. Средство способствует
снижению образования нагара. Оно подходит для транспорта с дизелем. Постоянное использование
очистительных присадок позволит увеличить ресурс фильтра.
Ещё
одно эффективное средство — Diesel Partikelfilter Schutz. Одной упаковки хватит
на 2 000 км. В топливный бак это вещество добавляют перед заливкой топлива. Не
рекомендуется использовать Diesel Partikelfilter Schutz вместе с другими
средствами. На 75 литров топлива уходит 1 флакон.
JLM
— тоже качественное средство для промывки сажевика. Если добавлять его через
каждые 10 000 км, оно сможет полностью восстановить работоспособность элемента.
JLM можно использовать на любых авто.
Русское
средство — «Охрана». Со слов производителя, оно может надежно защитить DPF от засорения. Норма — 1 флакон на 10 000 км пробега. Вещество добавляют
в топливный бак. Процесс очистки запускается во время движения транспортного
средства. На элементы топливной и выхлопной систем негативного воздействия при
этом не оказывается. Применение средства «Охрана» ведет к значительному
снижению токсичности выхлопа.
Почему не надо ездить с забитым сажевым фильтром?
Во-первых, по причине перехода машины в аварийный режим. Машина в таком режиме не ездит, а ползает. Из опыта есть люди, которые не ездят быстро и готовы продолжать движение дальше. Самостоятельная регенерация после появления значка Check Engine или спирали накаливания уже не может происходить. При продолжении эксплуатации сажа быстро накапливается, полностью закупоривая выхлопную систему двигателя. Далее газы начнут прорываться через любые доступные выходы, что чревато поломками турбины, поршневой группы, клапана ЕГР и системы вентиляции картерных газов. Думаем, перечисленного уже достаточно, чтобы отпало желание идти на подобный риск. При появлении первых признаков неисправности сажевого фильтра не рекомендуем затягивать с посещением сервисного центра.
Как правильно удалить сажевый фильтр из автомобиля?
Перед началом удаления очистительного устройства необходимо убедиться в наличии скорректированного программного обеспечения для двигателя. ПО работы дизелей с удаленным фильтром существует не для всех моделей автомобилей.
Корректная процедура удаления сажевого фильтра состоит из:
- вырезки керамического сотового наполнителя;
- аккуратной заделки отверстия или установки пламегасителя;
- полноценного программного удаления фильтра.
Процедура удаления сажевого фильтра применяется тюнинговыми ателье, которые форсируют дизельные двигатели. Параллельно удаляются вихревые заслонки, стоящие на впуске, и глушится клапан рециркуляции выхлопных газов EGR.
Методы удаления
Для демонтажа фильтра имеется всего одна методика — механическое удаление сотового наполнителя, а затем корректировка программы. Обе операции должны производиться совместно, любые другие методики недопустимы.
Подготовленный к удалению наполнителя фильтр
Физическое удаление компонента
Убрать фильтр можно следующим образом:
- Демонтировать выхлопную трубу вместе с сажевым фильтром.
- Снять фильтр.
- Удалить термозащитные экраны и щитки.
- Распилить корпус фильтра болгаркой и выбить керамический сотовый наполнитель. В зависимости от формы и конструкции устройства керамический наполнитель выбивается целиком или частями.
- Заварить прорезь в корпусе фильтра. Для сварки применяется стандартный полуавтомат или аргоновая установка.
- Установить фильтр на штатное место и смонтировать выхлопную трубу назад.
Некоторые владельцы монтируют на место сажевого фильтра даунпайп, который призван убрать неприятный звук резонанса в пустом корпусе.
На фотографиях приведены этапы удаления наполнителя из сажевого фильтра автомобиля Фольксваген Каравелла.
Корпус фильтра разрезан
Хорошо виден слой сажи
Остатки сажи на стенках корпуса
Выбивание наполнителя
Стыковка половин корпуса
Нанесение антикоррозионной защиты на шов
Программное удаление компонента
Примерная последовательность выполнения работ:
- Считать штатную прошивку блока управления и сохранить ее на компьютер. Считывание выполняется непосредственно через разъем блока управления или через диагностическую колодку OBD-II. Способ зависит от модели автомобиля и особенностей конструкции системы управления.
- Откорректировать прошивку, удалив из нее алгоритмы управления сажевым фильтром.
- Залить измененное программное обеспечение обратно в блок управления. Программа должна обеспечить возможность проведения диагностики электроники, поскольку при корректировке эта функция зачастую удаляется.
- Провести тестовые прогоны двигателя для проверки отсутствия ошибок.
Преимущества удаления сажевого фильтра
К положительным аспектам удаления относятся:
- небольшой рост мощности двигателя из-за снижения сопротивления потоку выхлопных газов;
- нет необходимости слежения за состоянием фильтра и отсутствуют затраты на запасные части;
- снижается расход топлива из-за отсутствия алгоритма регенерации;
- меньшая температура нагрева выпускного коллектора;
- нет необходимости стоять и ожидать окончание регенерации (прерывать процедуру не рекомендуется);
- нет потребности в периодических поездках по трассе, необходимых для очистки сажевого фильтра;
- возможность использования для двигателя универсального моторного масла, предназначенного для дизельных и бензиновых моторов.
- Выброс частиц сажи из выхлопной трубы, заметный визуально на некоторых режимах работы.
- Ограничение въезда на территорию ряда государств, требующих соблюдения экологических нормативов.
- Увеличение оборотов турбокомпрессора, из-за чего может стать слышимым свист при работе.
- Снятие автомобиля с гарантийного обслуживания. Поскольку сажевый фильтр удаляется на машинах с пробегом, то этот недостаток считается незначительным.