Как самому очистить сажевый фильтр дизельного двигателя

Способы очистки сажевого фильтра дизельного двигателя

Дизельные двигатели оснащены электронными системами управления, которые ведут очистку фильтра автоматически. Но может наступить момент, когда владельцу придется промывать и чистить фильтр при помощи специальных химических составов. Процедура очистки жидкостями может выполняться самостоятельно.

Регенерация устройства

По мере оседания частиц сажи потоку выхлопных газов становится все труднее проходить в атмосферу. Помимо этого, снижается эффективность работы устройства. Для предотвращения подобного явления применяется периодическая регенерация устройства. Во время процедуры происходит выжигание частиц сажи. Процесс выполняется в автоматическом режиме без вмешательства водителя. Поведение автомобиля при этом не меняется.

Прожиг сажевого фильтра

Различают два вида температурной регенерации:

  • пассивная;
  • активная.

Пассивная очистка происходит в постоянном режиме и не требует корректировок в программе блока управления двигателем. Прочистка производится за счет высокой температуры выхлопных газов в фильтре, которая находится в пределах 400-500 ºС. Нагрев становится катализатором химической реакции, при которой углерод соединяется с диоксидом азота, получая на выходе диоксид углерода. Дополнительным ускорителем реакции является слой платины, нанесенный на сотах фильтра.

Активный режим очистки включается при помощи блока управления двигателем. Активация специального алгоритма приводит к повышению температуры выхлопных газов. Подобная процедура автоматически включается на машинах, перемещающихся на короткое расстояние, недостаточное для пассивной очистки. Включение режима происходит по данным от датчиков, температура выхлопа доходит до 650 ºС. Очистка занимает не более 10 минут, химические процессы аналогичны пассивному режиму.

Процедура прожига сажевого фильтра на двигателе Ford Focus 1,6 TDCI показана в видеоуроке от канала «MCAR BMW Михаил М».

Промывка сажевого фильтра своими руками

Промывка фильтра жидкостью выполняется на устройствах любого типа. Процедура применяется в тех случаях, когда температурный метод регенерации не позволяет удалить слой сажи.

Существуют две методики промывки:

  • со снятием фильтра с автомобиля;
  • без снятия.

Жидкость для очистки TUNAP MP 131

Жидкость МР 131 производится германской компанией Tunap Group. Входящие в состав присадки активно растворяют сернистые соединения, отложившиеся на поверхности фильтра.

Жидкости МР 131 и 132

Чистка сажевого фильтра жидким средством ТУНАП производится следующим образом:

  1. Демонтировать из выхлопного тракта сенсор температуры или давления, установленный перед фильтром.
  2. Ввести в отверстие зонд для распыления жидкости МР 131. Подача выполняется несколькими порциями со временем распыла пять секунд. Между подачами выдерживается пауза в пять секунд, необходимая для размягчения слоя сажи.
  3. Промыть фильтр жидкостью МР 132, которая распределяет растворенную сажу по поверхности фильтра.
  4. Установить на место снятые детали и запустить двигатель. Произойдет выгорание сажи и очистителя в режиме пассивной или активной очистки. Регенерацию можно активировать в ручном режиме, поскольку конструкция электроники дает такую возможность.

Если промывка жидкостями МР 131 и 132 не дала ожидаемого эффекта, то потребуется снять фильтр для повторной очистки более активными средствами.

Жидкость для промывки DPF Flushing Liuquid

Жидкость немецкого производства содержит компоненты, разрушающие слой нагара и отложений. Вещества абсолютно инертны по отношению к материалам фильтра.

Упаковка DPF Flushing Liuquid

Очищение DPF Flushing Liuquid производится следующим образом:

  1. Снять с автомобиля фильтр.
  2. Закрыть один из каналов устройства для предотвращения вытекания жидкости.
  3. Наполнить корпус фильтра жидкостью Flushing Liuquid.
  4. Выдержать средство в фильтре не менее 10 часов. Рекомендуется взбалтывание промывки через каждые 2-3 часа.
  5. Слить промывочный раствор и промыть устройство проточной теплой водой.
  6. Высушить фильтр и установить на место.
  7. Добавить в топливо дополнительное средство DPF Super Clean и прожечь фильтр нормальным способом. Рекомендуется включить принудительную процедуру регенерации при помощи тестового прибора, подключенного к автомобилю.

Очистка сажевого фильтра

Промывка позволяет избежать преждевременной замены фильтра. Необходимо тщательно подбирать чистящие жидкости. Не предназначенные для этой процедуры вещества могут окончательно повредить фильтрующий элемент. Существует два способа промывки:

  1. Без снятия с автомобиля.
  2. Промывка снятого СФ (более качественный метод, но трудоемкий).

Жидкости необходимые для процедуры

Для промывки используют специальные жидкости. Их изготавливают из нефтяных компонентов и разливают в пятилитровые канистры. Для полноценной промывки потребуется не менее четырех литров.

Растворенные отложения смываются специальной нейтрализующей жидкостью или обильным количеством воды. Для максимальной очистки следует ознакомиться с инструкцией производителя.

Промывка снятого фильтра

Прежде всего, устройство необходимо демонтировать. Порядок выполнения работ зависит от модели автомобиля. После снятия устройства устанавливают заглушки в технологических отверстиях, заливают промывочную жидкость и выдерживают около восьми часов для полного растворения смолянистых отложений.

Следующий этап – отмывка от грязи обильным количеством воды под давлением. Устанавливают все в обратном порядке. Двигатель заводят и прогревают до рабочей температуры. После этого целесообразно включить принудительную регенерацию.

На месте

Чистку фильтра без снятия выполняют на машине. Понадобятся минимум один литр моющей жидкости, а также пульверизатор для подачи раствора под давлением во внутреннюю полость фильтра.

Порядок действий:

  1. Двигатель прогревают до рабочей температуры, затем дают остыть фильтру до 40 °С.
  2. Откручивают датчик давления на входе.
  3. Кругообразными движениями распыляют моющую жидкость.
  4. Делают промежутки около 15 минут для растворения смолы.
  5. Для удаления горючих веществ промывают фильтрующий элемент раствором нейтрализатора (около 500 мл.).
  6. После отмывки датчик закручивают на место.
  7. Заводят двигатель, прогревают его до рабочей температуры.

К сведению! 

После чистки моющими растворами целесообразно запустить процесс регенерации под нагрузкой или при помощи сервисной программы.

Возможные риски

Производителями механическая чистка не предусмотрена. В случае критического засорения СФ он подлежит замене. Автовладелец на свой страх и риск принимает решение о чистке. Запрещено применять другие средства, которые могут повредить хрупкий платиновый слой внутри матрицы. Промывка — лишь временная мера, которая может отложить на некоторое время покупку нового оборудования.

На износ фильтра непосредственно влияет качество топлива. И об этом водителю забывать не следует. Заправка качественной соляркой позволит предупредить преждевременное засорение.

Как правильно удалить сажевый фильтр из автомобиля?

Перед началом удаления очистительного устройства необходимо убедиться в наличии скорректированного программного обеспечения для двигателя. ПО работы дизелей с удаленным фильтром существует не для всех моделей автомобилей.

Корректная процедура удаления сажевого фильтра состоит из:

  • вырезки керамического сотового наполнителя;
  • аккуратной заделки отверстия или установки пламегасителя;
  • полноценного программного удаления фильтра.

Процедура удаления применяется тюнинговыми ателье, которые форсируют дизельные двигатели. Параллельно удаляются вихревые заслонки, стоящие на впуске, и глушится клапан рециркуляции выхлопных газов EGR.

Методы удаления

Для демонтажа фильтра имеется всего одна методика — механическое удаление сотового наполнителя, а затем корректировка программы. Обе операции должны производиться совместно, любые другие методики недопустимы.

Подготовленный к удалению наполнителя фильтр

Физическое удаление компонента

Убрать фильтр можно следующим образом:

  1. Демонтировать выхлопную трубу вместе с сажевым фильтром.
  2. Снять фильтр.
  3. Удалить термозащитные экраны и щитки.
  4. Распилить корпус фильтра болгаркой и выбить керамический сотовый наполнитель. В зависимости от формы и конструкции устройства керамический наполнитель выбивается целиком или частями.
  5. Заварить прорезь в корпусе фильтра. Для сварки применяется стандартный полуавтомат или аргоновая установка.
  6. Установить фильтр на штатное место и смонтировать выхлопную трубу назад.

Некоторые владельцы монтируют на место сажевого фильтра даунпайп, который призван убрать неприятный звук резонанса в пустом корпусе.

На фотографиях приведены этапы удаления наполнителя из сажевого фильтра автомобиля Фольксваген Каравелла.

Программное удаление компонента

Примерная последовательность выполнения работ:

  1. Считать штатную прошивку блока управления и сохранить ее на компьютер. Считывание выполняется непосредственно через разъем блока управления или через диагностическую колодку OBD-II. Способ зависит от модели автомобиля и особенностей конструкции системы управления.
  2. Откорректировать прошивку, удалив из нее алгоритмы управления сажевым фильтром.
  3. Залить измененное программное обеспечение обратно в блок управления. Программа должна обеспечить возможность проведения диагностики электроники, поскольку при корректировке эта функция зачастую удаляется.
  4. Провести тестовые прогоны двигателя для проверки отсутствия ошибок.

Преимущества удаления сажевого фильтра

К положительным аспектам удаления относятся:

  • небольшой рост мощности двигателя из-за снижения сопротивления потоку выхлопных газов;
  • нет необходимости слежения за состоянием фильтра и отсутствуют затраты на запасные части;
  • снижается расход топлива из-за отсутствия алгоритма регенерации;
  • меньшая температура нагрева выпускного коллектора;
  • нет необходимости стоять и ожидать окончание регенерации (прерывать процедуру не рекомендуется);
  • нет потребности в периодических поездках по трассе, необходимых для очистки сажевого фильтра;
  • возможность использования для двигателя универсального моторного масла, предназначенного для дизельных и бензиновых моторов.
  1. Выброс частиц сажи из выхлопной трубы, заметный визуально на некоторых режимах работы.
  2. Ограничение въезда на территорию ряда государств, требующих соблюдения экологических нормативов.
  3. Увеличение оборотов турбокомпрессора, из-за чего может стать слышимым свист при работе.
  4. Снятие автомобиля с гарантийного обслуживания. Поскольку сажевый фильтр удаляется на машинах с пробегом, то этот недостаток считается незначительным.

Когда выполняется промывка, какие есть способы?

Сажевый фильтр дизельного мотора

Чистка сажевого фильтра необходима если у дизельного авто наблюдаются такие симптомы:

  • приборная панель выдает ошибки по сажевому фильтру;
  • пропадает тяга;
  • плавают холостые обороты;
  • возрастает расход топлива.

К ухудшению состояния фильтровальных элементов DPF приводят такие факторы:

  1. Недостаточный прогрев указанного устройства из-за частых коротких поездок по городу. Для обеспечения автоматической регенерации нужно чтоб авто длительное время ехало по трассе, тогда датчик температуры сажевого фильтрующего агрегата определяет нужную температуру.
  2. Неисправный мотор. Нарушения в работе силового агрегата также влияют на процесс регенерации.
  3. Не закрытая или недостаточно зажатая пробка топливного бака ведет к отсутствию регенерационного процесса.
  4. Использование топлива сомнительного качества. В таком горючем содержание серы превышает допустимые нормы, это приводит к увеличению образования сажи и ухудшению работы силового агрегата, что влечет к забивке элемента фильтрации.

В указанных ситуациях происходит неполное сгорание сажи, ее остаток накапливается, забивая фильтрующий элемент. Как следствие возникает необходимость заменить или промыть фильтрующее устройство. Второй вариант значительно дешевле, чем первый.

Чистка указанного элемента фильтрования бывает двух видов:

  1. Пассивная. Подразумевает дожигание несгоревших частиц горючего посредство обеспечения внутри фильтрующего элемента температуры до 600С. Возможно также осуществление регенерации с помощью специальных добавок, вводимых к топливу. Добавки позволяют догорать остаткам сажи при более низкой температуре.
  2. Активная. Проводится если трубка фильтра забита, автомобиль невозможно завести. Подразумевает прожиг фильтрующего устройства посредством контроллера управления силового агрегата. Перед этим к топливу дополнительно добавляют присадки, в состав которых входит церий.

Кроме чистки фильтра необходимо выполнить процедуру его промывки. Промыть фильтрующий элемент можно двумя способами:

  • не снимая фильтр;
  • сняв элемент фильтрации.

Перед очисткой указанного элемента самостоятельно учитывайте: применение непредназначенных для этих целей жидкостей приведет к полной поломке устройства.

Рекомендуем посмотреть видео об использовании смеси для промывки сажевого фильтра дизельного двигателя:

Варианты очистителей

Далее мы рассмотрим наиболее популярные и распространенные жидкости для промывки сажевых фильтров, встречающихся на отечественном автомобильном рынке.

LM Diesel Partikelfilter Schutz

Линейка продукции Liqui Moly

Присадки от компании Liqui Moly считаются одними из лучших и наиболее дорогих, которые можно найти в российских и украинских автомагазинах. Как утверждает сам изготовитель вещества, данные присадки являются не только высокоэффективными, но и снижают показатель образования сажи. А это, в свою очередь, способствует увеличению ресурса эксплуатации элемента, а также облегчает работу двигателя в целом.

Особенно использование данной присадки, как уверяет производитель, актуально для дизельных транспортных средства, которые эксплуатируются:

  • в городских условиях;
  • в условиях пробок;
  • на коротких дистанциях.

Такие авто чаще остальных испытывают проблемы засорения фильтрующего элемента. В случае систематического добавления вещества в топливо, состояние компонента очистки будет поддерживаться в чистоте. Это даст возможность автовладельцу избежать недешевого ремонта и временных затрат, которые могут возникнуть в случае выхода компонента из строя.

Одной упаковки Diesel Partikelfilter Schutz достаточно использовать на 2 тысячи километров пробега. Произвиодитель рекомендует добавлять вещество в топливный бак автомобиля перед тем, как заправить машину дизелем. Одного флакона вещества хватит на 75 литров дизеля. Также не стоит забывать о том, что переусердствование в этом случае может только навредить. То есть необходимо избегать передозировки. Кроме того, изготовитель категорически не рекомендует использовать Diesel Partikelfilter Schutz вместе с веществами других марок.

JLM

Вещество для промывки JLM

Данный вид присадок также является одним из распространенных среди отечественных автомобилистов. По утверждению изготовителя расходного материала, использование этого вещества позволяет максимально промыть сажевый элемент очистки, если добавлять его один раз на 10 тысяч км пробега. Чтобы промыть фильтр, необходимо добавить JLM в топливо, после чего даже самый загрязненный элемент будет очищен. Кроме того, JLM позволяет восстановить работу элемента в случае регулярной эксплуатации авто в городских условиях.

Что касается преимуществ:

  • JLM позволяет продлить срок эксплуатации системы очистки выхлопных газов;
  • жидкость для промывки позволяет снизить затраты на выполнение внепланового ТО или ремонтные работы;
  • расходный материал снижает показатель регенерации, что впоследствии может привести к механическим повреждениям корпуса фильтрующего элемента.

Также необходимо добавить, что JLM была рекомендована для эксплуатации в транспортных средствах:

  • Peugeot;
  • Citroen;
  • Ford.

Так что владельцы этих автомобилей могут спокойно использовать JLM в своих машинах.

Присадка PROTEC DPF Super Clean

Присадка для промывки PROTEC

Расходное вещество для очистки сажевого фильтрующего элемента марки PROTEC также успело зарекомендовать себя среди отечественных автомобилистов. Производитель материала уверяет своих потребителей, что в случае регулярного использования PROTEC DPF Super Clean владелец авто сможет надолго и надежно защитить свое транспортное средство от поломки.

PROTEC DPF Super Clean, как утверждает изготовитель, является высокоэффективным расходным материалом для прочистки фильтра выхлопных газов. Чтобы промыть элемент, необходимо добавить вещество в топливный бак. Что касается преимуществ от эксплуатации PROTEC:

  • непосредственно сама очистка происходит во время эксплуатации транспортного средства;
  • расходное вещество позволяет максимально ликвидировать отложения, появляющиеся в сажевом фильтре;
  • жидкость для промывки PROTEC не оказывает негативного воздействия на элементы топливной системы, а также системы очистки выхлопных газов.
  • также вещество позволяет снизить уровень токсичности выхлопных газов.

Как очистить сажевый фильтр DPF

Renault Logan Серебристый Бортжурнал 016 Замена воздушного фильтра. ТО1-1

Есть два основных способа очистки сажевого фильтра DPF от образовавшегося нагара. Первый подразумевает необходимость снятия фильтрующего элемента с автомобиля, а второй предполагает выполнение действий прямо на автомобиле. Оба способа имеют свои преимущества и недостатки, поэтому рассмотрим их отдельно.

Очистка сажевого фильтра со снятием

Сложность данного способа заключается в необходимости демонтажа сажевого фильтра дизельного двигателя, а также в продолжительности процедуры. В среднем, на очистку фильтра потребуется около 8 часов.

Для очистки используются специальные жидкости промывки сажевого фильтра, которые можно приобрести в автомобильных магазинов. Лучше выбирать составы проверенных брендов, таких как Luffe, Pro-tec, Liqui Moly и подобные. Данные жидкости представляют собой составы нефтяных компонентов и различных присадок, которые способны растворить сажевый нагар. Поставляются жидкости в 5-литровых канистрах, в среднем, на одну промывку потребуется вся канистра. Канистры сверху могут иметь место для крепления шланга, некоторые из них имеют шланг в комплекте. Шланг позволяет удобнее наполнить сажевый фильтр жидкостью для промывки.

Корпус снятого сажевого фильтра нужно заполнить жидкостью для промывки полностью и оставить на время, указанное в инструкции по применению состава (около 8 часов). После этого достаточно промыть фильтр струей воды, чтобы смыть остатки грязи, а также остатки средства для очистки.

Обратите внимание: К вопросу промывки водой нужно подойти серьезно, поскольку средство для очистки горючее и может воспламениться при поступлении выхлопных газов. После промывки сажевого фильтра водой остается его подсушить и установить на место. После промывки сажевого фильтра водой остается его подсушить и установить на место

После промывки сажевого фильтра водой остается его подсушить и установить на место.

Очистка сажевого фильтра без снятия

Способ промывки сажевого фильтра без снятия более быстрый, поскольку работы ведутся непосредственно на автомобиле. Конструктивные особенности фильтра позволяют подать жидкость для очистки через отверстие для установки датчика давления или температуры, предварительно их сняв.

Важно отметить, что для очистки сажевого фильтра без снятия используется другой состав. Связано это с тем, что работы ведутся прямо на автомобиле, и нет возможности убедиться, что полностью нефтепродукты будут удалены из сажевого фильтра. Поэтому для очистки используется состав на водно-щелочной основе

со смывающей жидкостью. Жидкость позволит после очистки нейтрализовать оставшуюся щелочь

Поэтому для очистки используется состав на водно-щелочной основе. со смывающей жидкостью. Жидкость позволит после очистки нейтрализовать оставшуюся щелочь.

Для промывки сажевого фильтра без снятия потребуется обзавестись пистолетом-распылителем.

Обратите внимание: Также можно найти изначально жидкости для промывки в аэрозольных баллончиках. Для эффективного использования жидкости в баллончике обязательно ознакомьтесь с инструкцией к ней. Перед промывкой сажевого фильтра двигатель автомобиля нужно обязательно прогреть, после чего необходимо дождаться пока в фильтрующем элементе установится температура около 40 градусов по Цельсию

Это необходимо сделать для повышения эффективности работы щелочного состава

Перед промывкой сажевого фильтра двигатель автомобиля нужно обязательно прогреть, после чего необходимо дождаться пока в фильтрующем элементе установится температура около 40 градусов по Цельсию. Это необходимо сделать для повышения эффективности работы щелочного состава.

Распыление состава на сажевый фильтр происходит под давлением около 8 бар. При этом процесс распыления должен быть интервальным: 10 секунд жидкость впрыскивается, потом 10 секунд нужно подождать перед впрыском новой дозы. Таким образом потребуется ввести около 1 литра жидкости для чистки

При этом важно также вращать и перемещать распылительный зонд, чтобы очистить сажевый фильтр целиком. После того как промывка щелочным составом проведена, аналогичным образом распыляется чистая вода. После выполнения работ по очистке сажевого фильтра жидкостными средствами рекомендуется провести процедуру дожига остатков сажи, путем эксплуатации автомобиля при повышенных оборотах на протяжении 20-30 минут

После выполнения работ по очистке сажевого фильтра жидкостными средствами рекомендуется провести процедуру дожига остатков сажи, путем эксплуатации автомобиля при повышенных оборотах на протяжении 20-30 минут.

«Эко-кастрация» собственными руками – не выход из ситуации

Заботиться об экологии, безусловно, сегодня жизненно важно. Однако засорение сажевого фильтра доставляет столько неудобств автовладельцам, что волей-неволей они приходят к решению о ликвидации этого устройства

И в стремлении сэкономить на устранении проблемы они берутся за процедуру «эко-кастрации» либо самостоятельно, либо с привлечением дяди Васи-«механика», соседа по гаражному кооперативу. 

Для начала нужно осознавать, что независимо от того, какая система фильтрации установлена на машине, процесс отключения будет состоять из двух сложных этапов. Первый заключается в программном удалении устройства из бортового компьютера, второй – в физическом вырезании компонента. Причем второй этап и проще, и требует меньше времени. Но с учетом кустарных условий, в которых будет проводится процедура, наверняка можно предположить, что место фильтра займет впаянный кусок трубы. По поводу датчиков можно быть уверенным только в одном: вряд ли их непрофессионалы подключат обратно. А скорее всего – сломают… 

Что касается коррекции программной составляющей бортового компьютера, то здесь дело гораздо сложнее. Перепрошивка «мозга» автомобиля частными механиками, которые обычно используют нехитрый, а потому дешевый софт (иногда и вовсе бесплатный, из интернета) – это всегда повышенный риск плачевного результата. И этот результат в дальнейшем потребует неслабых денежных затрат, ибо допущенные ошибки придется исправлять. 

Итак, что может стать итогом любительской попытки удаления сажевого фильтра? 

 Включение аварийного режима, что приведет к ограничению мощности двигателя.

 Некорректная работа мотора.

 Отсутствие возможности в будущем отремонтировать автомобиль из-за удаления карты ошибок – не поможет даже дилерский сканер. 

 Неспособность контролировать работоспособность датчиков. 

Отсутствие хороших знаний в программировании у частных автомастеров или непосредственно у автовладельца – это прямой путь к дополнительным проблемам с машиной и постоянной головной боли. Ведь вернуть «как было» хотя и может получиться, но потребует сверхневероятных усилий и финансовых вложений. 

Как промыть сажевый фильтр без демонтажа фильтра

Второй метод — промывка сажевого фильтра без его демонтажа, то есть все работы проводятся прямо на автомобиле. Фильтрующий элемент дизельного автомобиля оборудован датчиками температуры и/или давления. Если датчик выкрутить, появляется возможность подать промывочное средство.

Поскольку промывка производится на автомобиле, производители учитывают возможные риски возгорания промывочного состава. Применять в таких условиях нефтепродукты нельзя. Для очистки рекомендуются водно-щелочные растворы вместе со смывающей жидкостью. Такая жидкость способна нейтрализовать вредоносную щелочь после завершения процесса очистки с помощью раствора. Жидкость в корпус элемента подается благодаря специально предназначенному для этого пистолету. Также используется изогнутый либо прямой зонд, дополнительно предусматривается насадка-распылитель.

Пистолет, набор жидкостей, зонды и распылители позволяют работать фактически с любой моделью дизеля, оборудованного сажевым фильтром. Промывка этим методом подразумевает дозированную поэтапную подачу очистителя посредством отверстия датчика. Зачастую применяется место монтажа именно датчика давления, расположенного перед элементом. Автомобиль заранее прогревают, затем позволяют фильтру остыть до примерной отметки сорок градусов по Цельсию. Стоит отметить, что щелочной состав наиболее эффективен именно при такой температуре.

Для чистки понадобится примерно один литр жидкости, которую оставляют на пятнадцать минут в корпусе элемента. Пистолет-распылитель высокого давления подсоединяется к изогнутому либо прямому зонду, который вводится в отверстие датчика. Распыляется очиститель с перерывами прямо на поверхность фильтра — десять секунд распыляется, десять секунд пауза. Рабочее давление во время распыления должно составлять примерно восемь бар. Желательно вращать зонд при распылении состава и перемещать назад-вперед для достижения наилучшего качества нанесения очищающего средства на матрицу.

Затем аналогичным образом распыляем ополаскиватель, нейтрализующий и смывающий очиститель. Понадобится примерно пол литра очищающей жидкости.

Смывается состав с помощью того же пистолета-распылителя, между этапами распыления соблюдаются похожие временные интервалы. Затем монтируем обратно датчик давления, запускаем и прогреваем дизель. После этого запускается режим самоочистки.

Как прожечь

Итог разговора на данный момент вполне понятен – сажевый фильтр дизельного двигателя можно почистить. Способ №1: сделать это, как принято говорить, пассивным путем. Способ №2: провести чистку активным методом, который заложен в штатной электронике.

Что такое регенерация

О том, что представляет собой регенерация сажевого фильтра и какие цели она преследует, разговор уже был. Напомним, что основная задача этого мероприятия – выжечь скопившуюся в каналах «сажевика» сажу. Опустошенная матрица позволяет двигателю «вздохнуть», а значит, отбирает минимум мощности.

Чтобы выжечь эту самую сажу, необходимо повысить температуру отработанных газов. Сделать это можно двумя путями:

  1. Пассивным. С ростом оборотов повышается температура выхлопа, но увеличивается перерасход топлива. Оптимум – постоянные средние обороты: газы горячие, доля недожжённой солярки минимальна. Пример из эксплуатации – движение по трассе с постоянной скоростью.
  2. Активным. Увеличение температуры в фильтре за счет дожигания дизельного топлива перед ним. Перед выпуском отработанных газов из цилиндра осуществляется послевпрыск ДТ. За счет низкой температуры его самовоспламенения имеем факел пламени и горячий поток выхлопа прямо перед «сажевиком», отчего последний нагревается до 600…650°С.

Вернемся к пассивному способу, чтобы разделить две конкурирующие технологии – FAP и DPF. Машины с FAP отличает наличие бачка со спецприсадкой, содержащей церий. Добавив ее в топливо, можем провести пассивную регенерацию при более низкой температуре. В быту это означает, что прожиг на трассе проходит более продуктивно. То есть сроки опустошения фильтра уменьшаются, отчего одни плюсы.

На стенках матрицы DPF нанесен платиновый катализатор. Его задача – способствовать ряду химических реакций, которые в конечном итоге избавляют емкость от сажи. В отличие от FAP, газы должны быть изрядно горячими (400…500°С против 300…350°С), иначе прожигу не быть. А значит «топить» на шоссе все-таки придется.

Активный прожиг

О пассивном методе сказано много. Остается лишь конкретизировать, как прожечь сажевый фильтр в движении без помощи электроники, а именно примерную скорость передвижения и обороты двигателя. Итак, темп в 70-90 км/ч и более 2 500 об/мин на тахометре вполне достаточно для того, чтобы немного опустошить фильтр от сажи. Как часто и сколько времени уделять процессу – зависит от частоты использования машины. Отталкивайтесь от стандартного цикла: на 5 дней городской толкучки 2-3 поездки выходного дня длительностью не менее 40 минут.

Повторимся, что цель активной регенерации – раскалить матрицу сажевого фильтра до 600…650°С. Для этого необходимо изменить работу турбокомпрессора, заглушить систему рециркуляции отработавших газов (EGR), и впрыскивать топливо перед тактом выпуска отработавших газов. Сразу предупредим, ситуация пожароопасная.

  • Сенсор температуры выхлопных газов. (их два – один смонтирован на входе в фильтрующий элемент, второй – на выходе).
  • Датчик дифференциального давления. Измеряет разницу давлений между входом и выходом.

Запускается активный прожиг по-разному. На одних автомобилях (например, на VW) это происходит незаметно для водителя и вне зависимости от того, находитесь ли вы в городе и на трассе, на других (например, у Toyota) – засветится лампа, что необходимо остановиться и нажать специальную кнопку.

Все же сравнивать автомобили по алгоритму срабатывания электроники не стоит. Так у того же VW есть предаварийный режим, который мы описывали (иконка DPF). Разница только в том, что владельцу VAG-овской продукции необходимо выехать на трассу и ехать, пока лампа не потухнет, а Toyota все сделает сама на месте.

О чем еще стоит поговорить, так это о признаках активной регенерации:

  • Увеличивается температура двигателя.
  • Растет расход топлива.
  • Возрастает температура масла.
  • Раскаленная банка начинает громко цокать, что хорошо слышно снаружи.
  • Цвет выхлопа приобретает густой белый оттенок.
  • На холостых оборотах двигатель начинает «басить».

Режим «Check Engine» +…

На некоторых машинах производитель предусматривает аварийную регенерацию. Обычно чтобы ее запустить, счетчик сажи должен насчитать некоторое пороговое значение (у VAG это не менее 58 гр.), а компьютер – войти в режим «чека».

Запуск такой программы очистки возможен только на СТО. Часто эту процедуру называют сбросом ошибки Diesel Particulate Filter Restricted/Clogged MIL ON или принудительным прожигом сажевого фильтра, который мало чем отличается от тойотовской модели запуска активной регенерации через кнопку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий