В чем разница между механикой и автоматом?
При выборе конкретного типа коробки переключения передач важно разобраться в их отличиях. При этом стоит учитывать цели, для которых покупается машина:
- для езды в городе;
- для преодоления лесного бездорожья и заносов;
- для перевозки грузов.
Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность “Экономика предприятия”
Также стоит принимать во внимание и стаж вождения. Новичкам проще пользоваться автоматом, тогда как водителям с опытом подойдет и механика.. Чтобы сделать правильный выбор, стоит принимать во внимание следующие параметры:
Чтобы сделать правильный выбор, стоит принимать во внимание следующие параметры:
- Стоимость. Машина с автоматической коробкой обойдется примерно на 50 тысяч рублей дороже по сравнению с механикой. К тому же АКПП считается более дорогой в ремонте и обслуживании. Еще одним негативным моментом считается более высокий расход топлива.
- Обслуживание и ремонт. Обе коробки требуют замены масла. Это вещество выполняет функции смазки и выводит избыток тепла. Это помогает избежать износа трущихся элементов. К тому же масло формирует на поверхности металла пленку, что обеспечивает защиту от коррозии.
- КПД и разгон. Благодаря ручному управлению в механике водитель может разгонять двигатель до красных отметок на тахометре. При этом есть возможность максимально использовать мощность и крутящий момент двигателя. Таким образом для механики характерен более высокий КПД и динамика.
- Надежность. Конструктивно механика кажется надежнее. Она не имеет гидравлики или электроники, которые могут выйти из строя. К тому же МКПП может выдерживать нагрузки в виде буксировки или пробуксовки. При этом электронное управление автоматом позволяет исключить человеческий фактор и контролировать состояние устройства.
- Ресурс эксплуатации. Этот параметр зависит от конструктивных особенностей, условий эксплуатации и своевременности обслуживания. Некоторые автоматы восьмидесятых и девяностых годов могли проходить без ремонта 500 тысяч километров. Современные шести- и восьмиступенчатые агрегаты требуется ремонтировать уже на 150 тысячах километров пробега. Срок службы механики достигает 250-300 тысяч километров.
- Зимнее вождение. Зимой автоматическая коробка дольше прогревается. Это обусловлено большим объемом жидкости. При пробуксовке на льду устройство сильно нагружается. Это увеличивает степень износа масла и деталей. Авто на механике быстрее стартует. При этом механика не боится пробуксовки на льду или в снегу.
- Комфорт. Автомат считается более удобным для водителя. Даже новичок сможет тронуться с места и подняться на горку, не скатившись. Эксплуатация МКПП требует высокой концентрации внимания и навыков.
- Ресурс двигателя и сцепления. Возможность механики раскручивать двигатель до предела уменьшает срок эксплуатации силового агрегата. АКПП оснащена электроникой. Это позволяет держать обороты двигателя под контролем и исключить его перегревание.
- Поведение авто на дороге. Машина на автомате характеризуется более плавным движением. Авто легко поднимается на горку и не глохнет. При этом поклонники механики считают, что этот тип коробки позволяет лучше чувствовать дорогу и автомобиль.
Что лучше — механика или автомат?
Разберемся, откуда вообще взялся этот извечный спор. У каждого есть знакомые автомобилисты, которые с пеной у рта будут доказывать, что автоматика только для девушек, дескать они ездить не умеют и не смогут нормально водить авто с механической коробкой передач. Это изобретение для чайников, чтобы проблем на дороге было меньше, не нужно думать, машина все сделает сама, без вашего участия.
Может и так, но это способствует снижению количества аварий и ДТП. Если смотреть официальную статистику, то в 63% случае виновниками дорожно-транспортных происшествий являются водители машин с механической коробкой переключения передач.
Суровая механика — это для брутальных самцов, для настоящих Мужиков с большой буквы. Каждый имеет полное право на свое личное мнение, но зачем навязывать его столь агрессивно?
Девушки и владельцы автоматической коробки защищаются, обвиняя доказывающих в том, что они просто не могут позволить себе автомобиль с автоматической коробкой. Естественно, такая полемика переходит в словесную перепалку и заканчивается все переходом на личности и оскорблениями.
Очевидный факт, что механическая коробка передач намного удобнее на плохой дороге, на бездорожье или на скользкой, заснеженной трассе.
В условиях оживленного города удобнее автоматика, особенно если город большой. Тем, кто часто стоит в пробках, рекомендуется брать авто с АКПП. Комфорт от трансмиссии такого типа зашкаливает, начинающие автомобилисты быстрее осваивают именно автоматику. Новичок гораздо увереннее за рулем такой машины.
Статистика экспертов
«Автостат» опубликовал данные о том, что в первом квартале 2019 года количество реализованных машин на автомате (включая роботизированные КПП и вариаторы) составило 58,7% от общего числа всех проданных авто.
Печально, но факт: автоматы уже давно вытесняют механику с авторынков. В большинстве моделей максимальные комплектации с «кожей» попросту невозможно купить на «ручке» — только с АКПП. Автопроизводители считают, что управлять машиной, задействуя левую ногу (для выжима сцепления) и отвлекаясь на ручное переключение передач, — это уже прошлый век. И, может, они и правы. Давайте разбираться.
Также читайте: Каких «автоматов» надо бояться на вторичном рынке
Что происходит в России
Наш автомобильный рынок только совсем недавно пережил настолько сильный количественный скачок, что его уже можно считать качественным. Сработали три фактора, всеобщая автомобилизация семей и даже отдельных граждан, массовое нашествие иномарок и сильно отстающее развитие дорожной сети. Отсюда и специфика предпочтений. В частности, необычно быстрый для развивающихся стран процентный рост автомобилей с автоматической трансмиссией.
Это только в шутках и анекдотах россияне покупают УАЗы, потому что у них проблемы с дорогами. На самом деле наш человек давно научился проезжать на любой машине где угодно, лишь бы это было комфортно и престижно. Поэтому такие автомобили чаще всего и снабжены АКПП. Но престижность и удобство – не самое главное в массовой автоматизации.
Причин много, и они требуют перечисления:
- Россияне перестали бояться эксплуатировать автоматические коробки. Миф об их сложности и низкой надёжности ушёл в прошлое. Все структурные уровни автосервиса научились их ремонтировать, а обилие машин позволило быстро создать рынок «контрактных» агрегатов, бывших в употреблении. АКПП в понимании водителя стала обычным механизмом, ничуть не сложнее всех прочих. А по надёжности и не уступающим механике при правильной эксплуатации.
- К управлению автомобилями приобщились многие люди, исторически от них весьма далёкие. Если раньше сидеть за рулём мог только брутального вида мужчина с сильными и умелыми руками, то сейчас любая женщина в определённых условиях уже может и должна пользоваться личной машиной. И ей будет только мешать лишняя педаль. Как и мужчине, которому сам процесс управления неинтересен, от автомобиля он требует только транспортных услуг.
- Основной недостаток «автоматов» в виде повышенного расхода уходит в прошлое. Автопроизводители естественным путём отреагировали на растущий спрос и настолько усовершенствовали свою продукцию, что часто АКПП стали даже опережать механику по экономичности. Появились гибридные конструкции в виде автоматизированных МКПП, а также вариаторы. У них всё в порядке не только с экономией, но и с динамикой. А цена всегда снижается с увеличением массовости производства.
- Снижение цены особенно проявляется в проникновении АКПП на бюджетный сектор рынка. Даже самые простые и утилитарные автомобили стали предлагать модификацию с гидромеханикой или вариатором. Даже традиционно консервативные и неприхотливые автомобили ВАЗ обзавелись «роботом», причём во второй версии весьма неплохим. А по желанию можно приобрести в составе Лады и японский гидроавтомат.
- Рост трафика на российских дорогах, особенно в городах, вынуждает расставаться с «ручкой» даже самых последовательных её сторонников. Мало кто способен выдержать рутину оперирования с педалью сцепления в измеряемых часами пробках. Удовольствия это точно никому не доставляет.
Результат налицо, уже давно пройден знаковый рубеж, когда половина автопарка стала использовать автоматическое переключение.
Ещё немного, и ручка окончательно уйдёт в прошлое, а в перспективных конструкциях электромобилей и гибридов её уже и в принципе быть не может.
Автоматическая коробка передач
Плюсы: -Простота использования; гладкие переключения передач (меньше потери скорости при переключении); возможность расслабиться за рулем.
Минусы: -Автомобиль с АКПП больше расходует топлива; имеет большую стоимость; более дорогое техническое обслуживание и дорогой ремонт, по сравнению с автомашинами с МКПП; автоматические коробки передач имеют меньший срок службы.
В автомире можно найти много разных типов автоматических коробок передач. Особенно в наше с вами время высоких современных технологий. Но, как правило, в обычных недорогих автомобилях всегда используется обычная классическая АКПП с гидротрансформатором, для передачи крутящего момента от двигателя на колеса.
В таких коробках используется гидравлическая система, которая позволяет избавиться от сцепления. В итоге эта система и управляет автоматическим переключением передач во время движения автомобиля.
В результате этого управлять автомобилем с АКПП очень легко, поскольку водитель не участвует в процессе переключения передач и не отвлекается находясь в движении за рулем.
Но есть главный минус в любой автоматической коробке передач.
Это не эффективность переключения скоростей передач, поскольку только человек сидя непосредственно за рулем автомобиля способен переключить скорость в идеально благоприятный момент. Как правило, почти все АКПП запаздывают в переключении скорости, что конкретно и приводит к перерасходу топлива и к потере в некоторых случаях динамики.
Автомобили с автоматическими коробками передач идеально подходят для тех водителей, кто чаще всего при езде простаивает в пробках. Но, если ваш путь частенько пролегает по извилистым трассам, то в этом случае и безусловно, если вы хотите получить больший контроль над автомобилем, то вам лучше всего будет приобрести автомобиль с МКПП, поскольку АКПП не сможет вам обеспечить уверенное движение на хорошей скорости по дорогам с большим количествам поворотов, ну и т.п. направлений.
То же самое касается и автоматических коробок передач с CVT.
CVT – это бесступенчатая автоматическая коробка передач- вариатор.
Этот вид трансмиссии оснащен определенным механизмом способным постоянно изменять передаточные числа. Но этот вариатор, также как и обычная коробка-автомат переключает передачи автоматически. В итоге это означает следующее, что участие водителя в переключении скоростей также ограничено.
Основное преимущество вариатора в сравнении с автоматическими коробками передач с гидротрансформатором, это эффективность потребления машиной топлива. Да, да, автомобили с бесступенчатыми автоматическими коробками более экономичнее, чем автотранспортные средства с классическим “автоматом”.
Дело в том, что переключение скоростей на обычной АКПП зависит от мощности двигателя и от его оборотов. В итоге это и приводит к тому перерасходу топлива.
Кроме того, себестоимость самих вариаторов дешевле обычных автоматических трансмиссией, что сказывается на конечной цене автомобиля.
Например, на недорогом автомобиле, стоимостью где-то до 1 млн. рублей, коробка вариатор обойдется на 30 – 50 тыс. рублей дешевле, чем тот же классический автомат.
Какие же основные плюсы в машине с АКПП?
Конечно это в первую очередь комфортность управления. Ведь вам не нужно заботиться о переключении передач и нажимать педаль сцепления, которая просто отсутствует в автомобилях с автоматическими трансмиссиями.
Особенно это удобно в тех случаях, если вам часто приходится ездить и стоять в пробках, или когда ваш режим движения в основное время проходит в темпе стоп-старт.
В том числе, водителям-новичкам автомобили с автоматической коробкой передач дают больше уверенности, особенно в момент старта с места при уклоне дороги. Ведь машина с автоматом стоит на месте и не скатывается назад, когда вы трогаетесь с места на уклоне, так как АКПП работает всегда, даже тогда, когда вы стоите на одном месте.
Что такое механическая коробка передач (МКПП)
Механическая коробка передач отличается очень простым принципом действия. Водитель при помощи рычага приводит в зацепление определенные шестерни, что помогает включить в машине требуемую передачу. Чтобы отсоединить коробку передач от двигателя, применяется механизм сцепления.
Автомобили на механике выпускают уже больше сотни лет. За время своего существования устройство довели до совершенства. Современная механическая коробка передач имеет много преимуществ. Она считается надежным, экономичным и доступным устройством. При этом его главным минусом считается необходимость ручного переключения передач.
Итак, к главным плюсам устройства стоит отнести следующее:
- Простота конструкции, сравнительно дешевый ремонт и обслуживание.
- Высокий ресурс использования.
- Экономия топлива. Также устройство обеспечивает хорошую динамику разгона.
- Высокий КПД.
- Возможность буксировать машину без применения эвакуатора.
- Хорошая скорость наращивания оборотов мотора авто. При этом водитель самостоятельно может выбирать стиль вождения путем переключения скоростей.
- Небольшой вес.
- Возможность запускать двигатель при поломке зажигания и аккумулятора.
При этом механическая КПП характеризуется и минусами:
- Трудности использования. Новички могут повредить сцепление или узлы агрегата.
- Перегрузка двигателя при неправильном включении передач. Это тоже относится к неопытным водителям, которые могут своевременно не переключиться на нужную ступень. В результате двигатель будет работать на высоких оборотах.
- Увеличенный интервал переключения передач.
- Утомляемость водителя при необходимости постоянного переключения передач в городском режиме.
Недостатки коробки автомат
Во-первых, это цена. Машина с такой новинкой стоит гораздо дороже. Чем новее автомобиль, тем АКПП имеет больше функций. А это дополнительный комфорт. Если подумать логически, то такие механизмы и в обслуживании дороги. Ведь для ремонта необходимы специальные устройства и механизмы, а также робота профессионалов.
Во-вторых замена масла в авто с таким устройством, услуга, которую следует исполнять чаще. Если владелец следит за своим «железным конём», то игнорировать это правило нельзя.
Расход топлива в авто с коробкой автомат больше на два – три литра.
Обслуживание такого механизма требует немалых затрат. Надо помнить, что при неправильной эксплуатации можно легко лишиться устройства. А замена стоит немалых денег.
На транспортном средстве с АКПП совершать буксировку нельзя. Почему? Если разрядилась аккумуляторная батарея, то завести авто с «толчка» не получится. Автомобиль застрял в снегу или в яме – придется вытаскивать собственноручно;
Коэффициент полезного действия у автомата ниже, чем у механики
А это означает, что стоит обратить внимание на энергетические процессы;
Весомый минус – это большой вес устройства и небольшая приемистость автомобиля;
Смущает водителей и то, что в холодное время года авто с таким устройством требует особого внимания. Если не знать элементарных правил, то можно наделать кучу ошибок.
Механика или автомат?
Так что же все-таки лучше: механика или автомат? На мой взгляд, лучше всего использование автомата именно в ручном режиме переключения. Это оптимальный вариант, это компромисс между традиционной механикой с педалью сцепления и традиционным автоматом, который переключает передачи «сам». При использовании ручного режима, с одной стороны, вы контролируете все переключения самостоятельно, а с другой – вам не досаждает педаль сцепления, спасаясь от которой многие автовладельцы пересели за автоматы.
Если вернуться к аналогии с фотоаппаратами, то я предлагаю использовать, типа, современный цифровой фотоаппарат и ручные настройки снимка. Известно, что один и тот же цифровик дает куда более качественный и живой снимок при грамотной ручной настройке, чем при съемке в режиме «автомат».
Итак, для повышения безопасности вождния автомобиля нам с вами необходимо самостоятельно и вовремя переключать передачи вручную и использовать комбинированное торможение
На механике это делать или на автомате — решать, конечно, вам. Важно, чтобы в нужный момент была включена нужная передача, а двигатель работал в нужном диапазоне оборотов
АКПП или автомат
Так как раньше двигатели работали только совместно с механическими КПП, то у автолюбителей не было особого выбора. Первая автоматика часто ломалась, была ненадёжная, неэкономичная, устанавливалась на дорогостоящие машины. Сейчас ситуация изменилась, качество улучшилось, покупатели могут выбирать среди нескольких видов КПП.
В отличие от механики, для управления автомобилем с гидротрансформатором АКПП не требуются особые навыки. Автомат позволяет двигателю работать в большом диапазоне мощности. Не нагружает ходовую и мотор. Электронное управление само может остановить ТС при перегреве или при нехватке масла в коробке, а также решает, в какой момент включить скорость.
Плюсы автоматической коробки:
- простота и удобство управления;
- можно перевозить прицепы, не боится пробуксовок;
- надежно защищена от перегрузок мотора и ходовой;
- комфорт.
Минусы:
- дорогое обслуживание;
- медленно разгоняется;
- большой расход топлива;
- задержки при переключении.
Чем отличается автоматическая коробка передач от механической
Чтобы передвинуть автомобиль по ровной поверхности, необходимо преодолеть силу инерции и создать максимальное сцепление с дорогой на ведущих колесах. Полезный крутящий момент двигателя достигается только в определенном частотном диапазоне. Если подключить силовой агрегат непосредственно к колесам, КПД мотора снизится. Чтобы частота вращения двигателя работала с максимальной эффективностью, в схему включен посредник – автомат или механическая коробка передач.
Когда есть выбор: автомат или механика, каждый покупатель ценит разницу в цене, надежности, удобстве. Для объективного выбора необходимо подробно разобраться, что такое механическая коробка передач и автоматическая коробка передач, каковы преимущества и недостатки их эксплуатации.
Принцип работы МКПП
Механическая коробка представляет собой блок шестерен, расположенный на трех валах: входном, промежуточном и выходном. Входной вал соединен с валом двигателя и промежуточным валом. Шестерни промежуточного вала находятся в зацеплении с колесами неподвижного выходного вала.
Шестерни вращаются независимо от выходного вала. Диаметр колес адаптирован к передаточному отношению, достаточному для передачи крутящего момента на ведущее колесо в различных режимах движения. Если шестерня жестко соединена с валом, их скорости будут уравновешены. Для этого используются синхронизаторы, в состав которых входят сцепление включения, ступица с панировочными сухарями и стопорное кольцо.
https://youtube.com/watch?v=Bb7leiitIo4
Принцип действия механической коробки передач заключается в ручном переключении ведомых шестерен, которые входят в зацепление с мотором и приводами колес. Водитель использует рычаг сцепления и педаль для управления коробкой передач.
Механическое сцепление – это набор фрикционных дисков, которые разделяются или блокируются за счет трения между двигателем и трансмиссией. Нажимая педаль, водитель прекращает передачу крутящего момента на первичный вал. При этом снижается скорость и возникает тряска. Развязка гасит крутильные колебания и предотвращает удары коробки передач.
Перемещая рычаг, водитель управляет штоком. Шток управляет включенной муфтой с помощью вилки. Движение муфты влияет на положение гаек ступицы, которые прижимают стопорное кольцо к шестерне. Сила трения останавливает кольцо, и шлицы муфты сцепляются с шестерней.
Гидромеханическая автоматическая трансмиссия смогла решить проблему срыва подачи крутящего момента. Соответственно принцип работы, конструкция и управление машиной отличается от механики.
Принцип работы АКПП
В основе АКПП – планетарная передача. Он состоит из набора шестеренок, которые вращаются вокруг «солнца». Планетарный блок имеет 2 входа и 1 выход. Изменение входных скоростей с помощью муфт сцепления позволяет контролировать вращение выходного вала.
В отличие от механики, в автоматической коробке передач включение передач происходит по сигналу электронного блока. Для включения передачи в корпусе клапана открывается необходимый канал трансмиссионного масла. Давление жидкости действует на поршень, который сжимает диски сцепления. При этом выключается блок сцепления предыдущей передачи. В этом случае потери мощности при переключении отсутствуют.
Роль сцепления в автомобиле выполняет гидротрансформатор. Передача и преобразование крутящего момента двигателя происходит через трансмиссионную жидкость. Гидротрансформатор гасит колебания силового агрегата и коробки передач, и автомобиль всегда движется плавно.
Что отличает механику от пулемета, так это простая конструкция. АКПП – сложный механизм, отсюда и основные недостатки штоковой коробки.
Такие разные автоматы: виды АКПП
Не стоит грести все автоматы под одну гребенку, потому что они имеют подвиды со своими конструктивными особенностями. Если попробовать грубо разделить все трансмиссии, то они бывают механическими и автоматическими. Но автоматические КПП в свою очередь делятся на 3 группы:
- Классика с гидротрансформатором.
- Роботизированная механика.
- Вариаторы. Иногда можно услышать названия стептроник, типтроник и другие.
Второй и третий варианты – попытка объединить в себе комфорт автоматики и управляемость механики.
Кто-то классифицирует КПП так, кто-то по-другому, но суть от этого не меняется: автоматические коробки передач очень разные, и от этого зависят их характеристики.
Например, плохой разгон и высокий расход топлива более всего справедлив для классического автомата. Именно в этом варианте чаще всего жалобы связаны с «тупизмом» электроники. Особенно когда передачи слишком длинные или когда авто малолитражное (попробуйте при этом еще включить кондёр на полную – и будет вам «счастье»!).
Сегодняшние вариаторы и роботы по многим показателям лучше механики и с легкостью дадут фору МКПП. У них и динамика лучше, и расход топлива радует.
О нюансах использования автоматической коробки передач на бездорожье хочется поговорить отдельно.
Механическая коробка передач
Механическая трансмиссия в 21 веке довольно развита, вряд ли кто-то вспомнит коробку с 4 передачами или вообще с 3. В те времена, когда только-только появилась механическая коробка, она была рассчитана на 2 скорости. Технологический прогресс не стоит на месте, так что в середине прошлого столетия была добавлена еще одна трансмиссия и автомобили оборудовали коробками с тремя передачами.
Сегодня машины ездят на другой скорости, так что в автомобиле не менее 5 передач. Современные производители презентуют миру модели и с 6 передачами. И все же, на чем удобнее ездить, на механике или на автомате? Подробно и по пунктам ниже.
Преимущества механики
У машин, оснащенных МКПП, разгонная механика намного лучше. У водителя есть возможность раскрутить двигатель до так называемой «красной зоны», автоматика же начинает переключение по достижению определенного количества оборотов. Автомат разгоняется медленнее механики, это доказанный и подтвержденный факт.
Если водитель опытный и хорошо водит, он не задумываясь переключает передачи и делает это очень быстро. Если навыки позволяют пустить машину накатом, уже в первый месяц заметна приличная экономия бензина. С автоматической КПП такой фокус провернуть намного труднее.
Автомобиль с автоматической трансмиссией расходует больше топлива, так стандартная автоматика съедает от 6-7 до 10-15 литров, механика менее голодная и потребляет от 3 литров. Выгода и экономия очевидны.
В холодное время года проще тронуться с места. Это обусловлено тем, что в КПП несколько меньше масла и когда водитель жмет на сцепление, происходит что-то вроде отключения от двигателя машины, что снижает уровень нагрузки.
В плане ремонта механика тоже выигрывает, привести машину в порядок дешевле, да и чинится механика повсеместно: от официальных сервисных центров, до ближайших гаражей за домом. Хотя, починить автомобиль с механикой или автоматом несложно, особенно в большом городе.
На скользкой и заснеженной дороге механика практичнее, можно смело буксовать по мокрому снегу, а вот автомат такого не любит, это чревато перегревом масла трансмиссии.
Не все так гладко, есть у МКПП и недостатки.
Минусы механики
Самое явное — неудобная система, которая плохо поддается новичкам. Сложнее всего научиться плавно трогаться с места и подниматься по горной дороге. А автошколе можно выбрать, учиться водить на механике или автомате, но инструкторы советуют первый вариант. Если освоить сложную механику, то на автоматике можно будет ездить едва ли не с закрытыми глазами.
Сцепление — это слово бросает в дрожь, особенно тех, кто никогда с ним не сталкивался. Новичок на механике сможет спалить сцепление, что чревато очень дорогим ремонта. Вопрос снова спорный: чем пользоваться сложнее, механикой или автоматом.
В стандартном режиме жизни, когда машины используется по маршруту «дом-работа» особой разницы между механикой и автоматом нет, вопрос удобства и предпочтений. Автомат удобнее и немного практичнее. Нет необходимости переключать передачи.
Плюсы и минусы механики
Этот простой механизм меньше подвержен поломкам, и на большинство машин устанавливают именно его. Стоимость такой коробки ниже и при необходимости за ремонт придется меньше платить. Если сравнивать по весу, то она легче автоматической. При всем этом расход топлива у нее на 10-15 % меньше.
Данный тип коробки часто выбирают, если машина эксплуатируется в сложных условиях. В случае поломки можно производить буксировку автомобиля, не боясь сломать коробку. Мотор заводится даже при сломанном аккумуляторе или неисправном зажигании.
Недостатки приведены в списке:
- Сложная эксплуатация — учиться водить с МКП сложнее, легко запутаться при переключении передач. В результате механизм может выйти из строя.
- Неудобное управление в поездках по городу — во время пробки водитель сильнее устает, так как вынужден постоянно жать ногой на сцепление.
- Потеря мощности при переключении передач.
Нужно ли выжимать сцепление при запуске двигателя на механике
К АКПП я относился без неприязни и без опаски. Просто никак. Ну, ездят люди, каждому своё. Не понимал одного, как это — отдать управление автомату, вместо того, чтобы кайфовать самому?
Потому, когда брал Toyota Avensis 2006, поначалу даже расстроился, что она на автомате. Ну, обстоятельства были такими, надо было брать. А, думаю, погоняю, если что — продам.
Ну, что сказать: я был не прав. И многие говорят так же, почитал я автофорумы: «Пересел на автомат, к механике больше не вернусь», — подписываюсь под каждым словом.
Откуда вдруг такая перемена? Всё познаётся в сравнении. Я знал, в чём МКПП круче, но на практике многие моменты не подтвердились. Например, повышенный расход топлива — не заметил.
Плюсы и минусы автомата
Данный механизм решает проблему прерывания крутящего момента. При сжатии дисков соответствующая корончатая передача фиксируется, а водило вращается. Первый пакет сцепления отключается одновременно со включением второго. Поэтому нет потери мощности. Автоматическая коробка позволяет при работе двух фрикционных дисков получать разные скорости на выходе.
Управление упрощено за счет компьютерного управления. Во время поездки не нужно выжимать сцепление, поэтому не приходится постоянно сохранять концентрацию. Водитель может лучше следить за дорогой, тормозит и разгоняется, не занимаясь переключением передач.
За счет непрерывной подачи мощности движение осуществляется плавно и без рывков. Отсутствует опасность перегрузки двигателя. Устройство решает само, когда нужно переключать передачи.
Блок управления АКПП
Недостатки автоматики:
- Затраты на ремонт механизма и покупку топлива выше, чем при эксплуатации МКП.
- При поломке невозможно производить буксировку, необходимо оплачивать услуги эвакуатора.
- Срок службы агрегата ниже, чем у механики.
- Приходится переходить в режим пониженной передачи, чтобы затормозить.
- В классической планетарной трансмиссии невозможно изменить передаточное число только одной передачи. Это связано с тем, что планетарные ряды связаны между собой. Однако с увеличением количества передач проблема сходит на нет.
- Детали передаточного ряда испытывают разные нагрузки. Если один из рядов повреждается, ломается вся трансмиссия.
- Масло придется менять чаще, чем в МКП. Замена через каждые 30-60 тысяч км пробега требуется для любой модели.
Чем отличается автоматическая коробка передач от механической
Чтобы сдвинуть автомобиль с места на ровном участке, нужно преодолеть силу инерции и создать наибольшую тягу на ведущие колеса. Полезный крутящий момент двигателя достигается только в определенном диапазоне частот. Если силовой агрегат напрямую соединить с колесами, то КПД мотора снизится. Чтобы обороты двигателя работали с максимальной отдачей, в схему включен посредник — автоматическая или механическая коробка передач.
Когда стоит выбор: автомат или механика, каждый покупатель оценивает разницу по критериям затрат, надежности, удобства. Для объективного выбора нужно разобраться подробно, что такое МКПП и АКПП, в чем преимущества и недостатки их эксплуатации.
Принцип работы МКПП
Механическая коробка представляет собой блоки шестерней, расположенные на 3 валах: входном, промежуточном и выходном. Входной вал соединен с коленчатым валом двигателя и промежуточным валом. Зубчатые колеса промежуточного вала сцеплены с колесами выходного неподвижного вала.
Читать
Полная и частичная замена масла в АКПП Polo Sedan своими руками
Шестерни вращаются независимо от выходного вала. Диаметры колес подобраны под передаточное отношение, достаточное для передачи крутящего момента на колесный привод при разном режиме движения. Если шестерню жестко соединить с валом, их скорости уравняются. Для этого используют синхронизаторы, в состав которых входит муфта включения, ступица с сухарями, кольцо блокировки.
Принцип работы МКПП заключается в ручном переключении выходных шестерней, которые зацепляются с приводами двигателя и колес. Для управления коробкой водитель использует рычаг и педаль сцепления.
Сцепление в механике представляет собой набор фрикционных дисков, который разъединяет или сцепляет двигатель и трансмиссию за счет силы трения. Нажимая педаль, водитель прекращает передачу крутящего момента на входной вал. При этом снижается скорость, и происходит толчок. Расцепление гасит крутильные колебания и предотвращает удар от переключения передачи.
Двигая рычаг, водитель приводит в действие шток. Шток с помощью вилки управляет муфтой включения. Перемещение муфты влияет на положение сухарей ступицы, которые прижимают кольцо блокировки к шестерне. Под действием силы трения кольцо останавливается, и шлицы муфты сцепляются с шестерней.
Решить проблему прерывания подачи крутящего момента смогла гидромеханическая АКПП. Соответственно принцип действия, конструкция и управление автомата отличается от механики.
Принцип работы АКПП
В основе автоматической коробки передач лежит планетарный механизм. Он состоит из набора шестерней, которые вращаются вокруг «солнца». У планетарного ряда 2 входа и 1 выход. Изменение входных скоростей с помощью пакетов фрикционов позволяет управлять вращением выходного вала.
В отличие от механики, в автомате переключение скоростей происходит по сигналу электронного блока. Чтобы включить передачу, в гидроблоке открывается требуемый канал для прохода трансмиссионного масла. Давление жидкости действует на поршень, который сжимает диски фрикционов. Одновременно разжимается пакет фрикционов предыдущей передачи. При этом потеря мощности при переключении не возникает.
Читать
Причины затягивания с переключением передач на АКПП и способы их устранения
Роль сцепления в автомате выполняет гидротрансформатор. Передача и преобразование момента двигателя происходит через трансмиссионную жидкость. Гидротрансформатор гасит вибрации силового агрегата и коробки, и автомобиль все время движется плавно.
Чем отличается механика от автомата, так это простой конструкции. АКПП — сложно скомпонованный механизм, из которого вытекают основные недостатки коробки.
Автомат
Автоматическая коробка в двух словах характеризуется как комфорт, удобство. Здесь сцепление осуществляется гидротрансформатором, переключается же передачи электроника, точнее – электронный блок совместно с исполнительными механизмами, в их числе:
- фрикционные муфты;
- сервоприводы;
- тормозные ленты и так далее.
Направление движения, а также режим работы автоматической коробки водитель выбирает рычагом селектора передач, установленный там же, где и рычаг МКПП. На переднеприводных легковых автомобилях в конструкции автомата главная передача соседствует с дифференциалом.
Современные автоматы являются адаптивными механизмами, это означает, что электронный блок записывает в память стиль вождения водителя, и может даже предугадывать следующее действие.
Автоматические коробки разделяются на гидромеханические (их называют классическим автоматом), трансмиссию с двойным сцеплением, роботизированную коробку, а также бесступенчатый вариатор. Тем не менее, на практике автоматом называют только классический планетарный гидротрансформатор.