Масло и его ресурс
А вот теперь самое интересное – ВАМ никто не скажет у дилера, что определенные смазки нужно менять через определенное количество часов, даже если пробег у вас маленький, даже очень маленький.
ПОЧЕМУ? Да потому что теряются защитные свойства, то есть будет идти достаточно большой износ двигателя
Сейчас условно существует всего три типа:
- Это минералка. Кстати сейчас у нас в стране почти исчезла, ее стоит заменить максимум через 150 моточасов (МЧ). Она через такой пробег начинает еще и подгорать забивая ваш силовой агрегат
- Полусинтетика. Стоит поменять ее через 250МЧ
- Синтетика. Вот тут самый большой разбег, бывают дешевые варианты (API SJ/SL, Mb 229.3, Vw 502, Bmw LL98) – замена 250МЧ. Есть более продвинутые (улучшенные кряковые) составы (API SM/SN, Mb 229.5, Vw 502.00/505.00, Bmw LL-01) – здесь замена 300МЧ. Лучшие очищенные составы (ПАО допуски, Mb 229.5 Vw 502/505/503.01 Bmw LL-01) – 350МЧ. Таким образом, в этом классе смазок разбег от 250 до 350 моточасов. Есть еще одни, но они очень дорогие это ЭСТЕРЫ, ценник выше обычной синтетики в 3 — 4 раза, ее просто не выгодно лить.
Превышать эти пороги не рекомендуется. ЕЩЕ РАЗ ПОВТОРЮ – свойства смазывающих составов заканчиваются, и если вы превысите часы, это будет ПРЯМОЙ износ двигателя. Очень долго он не проработает, дай бог гарантийный срок.
Экспресс-метод замены масла
Понять, как заменить масло в двигателе, под силу не только опытному человеку. Новички и девушки просто не хотят связываться с «грязным» делом, обращаясь в автосервис. Конечно, быстрая замена не заменит полноценного слива отработанного сырья. Ущерба нет, но и толк есть только в условиях ограниченного времени.
Процедура длится 20 минут, не требуя от владельца глубоких познаний. Продукция, как правило, используется качественная и беспокоиться не стоит. Только злоупотреблять услугой не стоит – полноценная замена все же необходима.
Способ подразумевает мгновенную откачку, и замену новым сырьём. Дополнительно меняется фильтр. Автосервисы специализируются под большинство популярных марок авто, и проблем с самостоятельным выбором не возникает.
Рекомендуется подходящее моторная смазка и качественные фильтры, имеющие гарантийный срок. Срок службы зависит от внешних условий и условий эксплуатации автомобиля.
Главное – дело бесхлопотное. Но пользоваться стоит только проверенными автосервисами. Недобросовестные фирмы могут залить дешевую моторную жидкость и поставить некачественный фильтр. Следует быть осторожней.
Когда необходима замена масла в дизельном двигателе
Дизельный двигатель отличается рядом особенностей по сравнению с бензиновыми аналогами, в результате чего выдвигаются повышенные требования к качеству дизельного моторного масла. На интервалы замены масла в дизеле влияет качество заправляемого дизтоплива, а также условия эксплуатации конкретного силового агрегата.
Современные дизельные моторы предполагают использование масел, класс которых не ниже В2 по АСЕА (CD по API). Что касается вязкости, подбор осуществляется согласно допускам производителя того или иного ДВС. Наиболее широко для дизеля применяются универсальные синтетические и полусинтетические масла с индексом 5W40 и 10W40. Дополнительно нужно учитывать тип используемого масла (минеральное, полусинтетическое и синтетическое масло) и строго придерживаться рекомендуемого интервала замены.
Почему масло в дизеле нужно менять чаще
Ресурс дизельного двигателя зависит от правильно подобранного моторного масла и соблюдения рекомендаций, которые указаны в руководстве по эксплуатации. Согласно предписаниям для Европы, замена масла в дизельном двигателя осуществляется каждые 10 тыс. пройденных километров, а на бензиновых моторах срок плановой замены допускает езду около 20 тыс. км.
Стоит отдельно учитывать, что солярка и бензин в развитых странах намного качественнее дизтоплива в СНГ. В отечественном ДТ больше серы и других нежелательных примесей, что вызывает быстрое окисление и старение моторного масла. По этой причине в дилерских сервисных центрах регламентную замену рекомендуют осуществлять каждые 10 000 км. для бензиновых моторов и каждые 7 500 км. для дизельных двигателей. При эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях (перевозка грузов тяжелой техникой, наличие загруженного прицепа у легковых авто, поездки на короткие дистанции, простой в пробках и т.п.) данный интервал для дизеля сокращен до 5 тыс. пройденных километров.
Синтетика и полусинтетика отличаются тем, что способны дольше сохранять оптимальные характеристики и свойства. Такие масла эффективнее защищают мотор от износа на протяжении определенного срока службы, но данный срок все равно ограничен. Получается, использование дорогостоящей синтетики обеспечивает лучшие эксплуатационные характеристики, но не позволяет ездить на указанной смазке без замены дольше обычного.
Что касается масел Longlife с пролонгированным интервалом замены, а также универсальных масел с возможностью одновременного использования в бензиновых и дизельных моторах, то данные продукты изначально разработаны с учетом использования качественного дизельного топлива в рамках стандартов стран Европы. На территории СНГ при езде на указанных маслах необходимо придерживаться общих рекомендаций независимо от типа масла, его особенностей и уникальных свойств.
Если долго не менять масло: последствия
Как уже было сказано, качество дизельного топлива и определенные условия эксплуатации напрямую влияют на ресурс моторного масла. В том случае, если не менять смазку своевременно, застаревшее масло накапливает в себе частицы пыли и грязи.
В критических случаях наблюдается полная закупорка масляных каналов системы смазки и всего двигателя грязным и загустевшим маслом, что приводит к серьезным поломкам силового агрегата. Для дизельного двигателя это означает крайне дорогостоящий ремонт.
Полезные советы
- В процессе эксплуатации дизельного двигателя рекомендуется использовать соответствующее по всем допускам масло одного бренда, которое изначально предназначено для дизельного мотора (не является универсальным). Параллельно замене моторного масла в обязательном порядке меняется масляный фильтр системы смазки двигателя.
- Быстрое потемнение и даже почернение моторного масла после его замены прямо указывает на активное действие диспергирующих и моющих присадок, которые обязательно входят в его состав. Изменение цвета не означает, что смазка потеряла свои свойства.
- Постоянная езда на масле одного типа и производителя исключает вероятность взаимодействия остатков старого масла со свежим и образования нерастворимых отложений в двигателе. Получается, необходимость промывки дизельного мотора перед заменой масла становится намного менее актуальной.
- Чтобы застраховать себя от приобретения подделки, покупайте моторное масло только у официального дилера или в официальных точках продажи.
Советы по увеличению срока эксплуатации автомобиля
Во-первых, надо проводить систематическую комплексную диагностику с последующей заменой изношенных механизмов, фильтров, масел. Европейская ассоциация автомобилистов в своих рекомендациях допускает превышение интервала замены на 500 км. Пробег свыше является основанием для отказа в обслуживании, аннуляции гарантии.
Во-вторых, надо покупать качественные, пусть и б/у, но оригинальные детали и комплектующие. В меньшей степени пользоваться услугами непроверенных поставщиков, реализующих продукцию по заниженным ценам.
Оптимально – взять за правило умеренный стиль вождения.
Как выглядит отработавшая смазка?
Старая жидкость не всегда меняет цвет с янтарного на темный: она может сохранять свой оттенок и запах после 15 тысяч км. пробега. Масло практически не чернеет в бензиновых и газовых агрегатах. Во время слива можно увидеть, что оно выглядит почти как новое. Смазочный материал, извлеченный из дизельного двигателя, имеет темный цвет. Жидкость является токсичной и подлежит переработке.
Автовладельцы самостоятельно решают, когда откачивать старое масло и менять фильтр в двигателе. Рекомендуется не превышать временных интервалов и регулярно оценивать состояние смазочного материала в картере двигателя. Это снизит вероятность износа силового агрегата.
рекомендации для двигателей с турбонадувом:
При эксплуатации мотора с турбокомпрессором есть свои особенности, связанные с системой масло подачи:
- Высокая температура масла
- Высокие нагрузки на масленную систему
- Большие перепады температуры
Не стоит забывать, что турбина непосредственно имеет охлаждения моторным маслом, что приводит к повышенным температурам масла и к ухудшению его смазочных свойств
Температура масла в турбо двигатели непорядок выше чем в атмосферном поэтому очень важно выбирать моторное масло опираясь на рекомендации завода изготовителя. Это продлит срок службы как мотору, так и турбокомпрессору. Надо помнить, что даже когда машина стоит на холостом ходу и обороты двигателя не достигают и 800 оборотов, турбинный вал вращается со скоростью в 10 раз больше, и его обороты достигают 8000 об.м
Надо помнить, что даже когда машина стоит на холостом ходу и обороты двигателя не достигают и 800 оборотов, турбинный вал вращается со скоростью в 10 раз больше, и его обороты достигают 8000 об.м.
Последствия несвоевременной замены масла, которые отражаются на турбокомпрессоре.
- Значительный неравномерный износ шейки вала.
Причина: Грязное масло. При ремонте необходимо вал заменить на новый.
- Значительный неравномерный износ подшипника.
Причина: Грязное масло. При ремонте все подшипники заменяются на новые.
- Пригоревшее масло в масляных каналах подшипников.
Причина: Перегрев двигателя или резкое выключение двигателя, некачественное масло. При ремонте все подшипники заменяются на новые.
Это интересно: Сколько весит буханка уаз
Периодичность замены
В руководстве по эксплуатации автомобиля, производитель в обязательном порядке указывает периодичность, с которой должна проводиться замена моторного масла. К тому же бортовой компьютер практически всех современных автомобилей своевременно «оповещает» о необходимости посещения автосервиса, высвечивая на панели приборов соответствующее текстовое или символьное предупреждение. Как правило, интервал, через который проводится замена моторного масла, обозначается в километрах пробега, но существуют и временные ограничения. Для большинства легковых авто замена масла в двигателе проводится после пробега в 10-15 тысяч километров. Вне зависимости от пройденного расстояния, масло рекомендуется менять не реже одного раза в год.
Но важно помнить о том, что сервисный интервал, рекомендуемый в инструкции по эксплуатации или запрограммированный в электронной системе авто, подразумевает стандартные условия эксплуатации
Как часто менять масло в двигателе?
Любой новый автомобиль поставляется с соответствующей документацией, в которой производитель указывает, как часто надо менять масло в двигателе. Но ориентироваться на данные цифры может только в том случае, если автомобиль работает в идеальных условиях. Замена масла может требоваться чаще, чем указывает производитель, если автомобиль работает:
- В условиях повышенной влажности окружающего воздуха;
- При сильных морозах или постоянных перепадах температуры;
- В крупном городе, где дороги отмечаются повышенной запыленностью воздуха;
- В горной местности, дорога в которой предусматривает постоянные подъемы и спуски.
Учитывая все факторы, перечисленные выше, сложно точно сказать, через сколько менять масло в двигателе. Ориентироваться стоит не на пробег или время эксплуатации автомобиля, а на его режимы и условия использования. В частности, в автомобилях, которые регулярно используются для транспортировки грузов, масло рекомендуется менять на 2-3 тысячи километров раньше, чем задано производителем.
Если говорить о некоторых средних значениях, то следует отметить, что менять масло в двигателе рекомендуется большинством производителей в интервале между 10 и 15 тысячами километров пробега, но более точно информацию следует уточнять для каждой конкретной модели машины.
Внимание: Речь идет о небольшой задержке процесса смены масла – около 10-20% от рекомендуемых производителем автомобиля значений. Просрочить смену масла на 4-5 или более тысяч километров – это равнозначно тому, что подписаться под дорогостоящим ремонтом сразу нескольких компонентов двигателя, которые за время работы без чистого масла могут выйти из строя
Зачем вообще двигателю масло
Напомним несколько широко известных (а, может, и не слишком широко известных) вещей.
Масло снижает трение между трущимися поверхностями и защищает двигатель от износа. С помощью масла создается тонкая пленка между подвижными деталями, которая и уменьшает трение.
Стоит заметить, что после простоя автомобиля все масло скапливается в картере, и во время запуска (и первые несколько секунд после него) двигатель работает «на сухую», пока масляный насос не прокачает масло по всей системе. В эти секунды двигатель подвергается большим нагрузкам.
Более того, в некоторых моделях автомобилей с автоматической коробкой передач, масло начинает циркулировать только при переводе селектора АКПП в режим «Драйв». Поэтому и прогревать авто желательно именно в этом режиме (см. инструкцию по эксплуатации своего авто).
Масло отводит тепло. Радиатор и охлаждающая жидкость, конечно, тоже выполняют свою функцию, но масло отводит тепло, омывая, непосредственно места трения. Для большей эффективности в некоторых моделях двигателей применяют даже специальные маслоохладители.
Масло защищает от коррозии. Детали внутри двигателя работают в особо неблагоприятных условиях – они находятся под воздействием высоких температур, больших перепадов температур, под воздействием продуктов сгорания. Присадки и добавки, находящиеся в масле – помогают избежать коррозии.
Строго говоря, присадки и добавки – это разные составляющие масла. Присадки – это вещества, которые при смешивании с маслами изменяют их свойства, а добавки не изменяют свойства, а добавляют новые.
Масло удаляет продукты сгорания и износа двигателя. В масле скапливаются продукты сгорания (нагар, сажа), а также неминуемо возникающие продукты износа трущихся поверхностей (металлическая пыль, стружка). Затем, при замене масла, эти продукты износа удаляются.
Для начала давайте разберемся, какие функции выполняет масло в двигателе.
Основной смысл моторного масла заключается в создании им чрезвычайно тонкой амортизирующей пленки для отделения металлических компонентов и предотвращения их контакта, когда детали вращаются друг относительно друга.
Толщина масляной пленки имеет свое оптимальное значение. Если она становится очень тонкой, трение возрастает, поверхности приходят в контакт. Если же пленка слишком толстая, то тут возникают большие потери на трение, износа конечно нет, но происходит уменьшение КПД, за счет того, что двигателю сложнее перемешать толстую пленку.
Внутри камеры сгорания масляная пленка действует как герметик, чтобы закрыть зазор между поршневыми кольцами и стенкой цилиндра. Это самое движение создает очень ощутимое тепло.
Поэтому вторая задача масла — унести тепло и охладить металлические детали.
Также оно должно очищать двигатель и переносить пыль, грязь, побочные продукты горения (сажа и кислота) и остатки отработанного масла до фильтра. Кроме того, масло должно нейтрализовать кислоты, предохранять металл от коррозии и удерживать пенообразующие компоненты в качестве вихревых частей, вбивая в них воздух.
В общем, основные функции моторного масла, это:
1. Защита двигателя.
2. Защита его деталей от износа.
3. Предупреждение коррозии.
4. Защита от перегрева.
5. Удаление из важных зон продуктов износа мотора, к примеру, металлическую стружку, остающуюся после трения.
6. Удаление сажи, нагара и других продуктов сгорания топлива.
Во время эксплуатации двигателя масло постепенно приходит в негодность, загрязняется и теряет свои свойства. Физические свойства масло отчасти теряет из-за нагрузок во время эксплуатации: перепады температур, растяжения и сжатия.
Кроме того в масло попадают инородные частицы (песок, пыль, грязь), которые могут навредить стенкам цилиндров, плюс постепенно образуется нагар. Повышается концентрация сажи и других несгоревших и частично сгоревших составляющих топлива, которые способствуют ускоренному образованию отложений.
Помимо загрязнения имеется другой фактор, снижающий общую эффективность масла. Речь идет о деградации масла. Деградация проявляется тремя различными способами. В моторном масле появляются продукты окисления, серные вещества или продукты нитрации. Также масло «насыщается» выхлопными газами.
Вы, конечно, можете менять масло согласно регламенту, установленному официальным дилером (для Land Rover это обычно 12 000 км), вы даже можете устраивать перепробеги, но в таком случае довольно скоро у вас начнутся проблемы в первую очередь с ЕГР, с турбиной, а затем и с двигателем.
Вот почему сервисный интервал имеет огромное значение для предотвращения загрязнения или деградации масла.
А теперь самое интересное. Почему менять надо чаще, чем регламент официалов.
Давайте посмотрим не на пробег, а на ссколько моточасов рассчитана работа того или иного масла:
Минералка
(которую у нас зовут полусинтетикой) —замена 170 моточасов , край — 200 моточасов
Дешевая синтетика
— замена200 моточасов , край — 250 моточасов
Топовая синтетика
— замена250 моточасов , край — 300 моточасов
Топовая синтетика на ПАО
— замена300 моточасов, край — 350 моточасов
Что такое моточас?
Моточас
— это время — один час, в течение которого работал двигатель.
Казалось бы. Что все просто. Но не совсем. Если считать обороты коленчатого вала, то за 1 час работы на холостом ходу это будет примерно 60 тыс. оборотов, в условиях трассы — примерно 150 тыс. В условиях города, пробок — может достигать до 200 тыс. оборотов коленвала. Но это сложно. Для легковых авто — моточас это условно 1 час работы коленчатого вала на предопределенной скорости и определенной передачи.
Как определить кол-во моточасов?
Если у вас установлен бортовой компьютер, что то с приемлемой точностью все просто. Смотрим на формулу.
P=S*M
P = Пробег
S = Средняя скорость
M = Моточасы
На практике. после ТО обнуляем маршрут, проезжаем 2-3 тыс. км. и смотрим на среднюю скорость.
Например 30 км/ч, сколько это будет в км. при ресурсе масла 200 моточасов?
Подсчет периодичности замены по моточасам
По сравнению с километражем моточасы более точно показывают автовладельцу, как часто менять масло в двигателе. Однако для замера данного показателя требуется счетчик. Он может быть электромеханическим либо электронным, но в любом случае это устройство устанавливается достаточно просто. Кроме того, расчет можно производить, исходя из показаний ЭБУ – он фиксирует расход топлива и среднюю скорость. Для определения периодичности замены смазки допускается использование двух методов.
По количеству горючего. Этот способ позволяет определять реальное потребление топлива, которое всегда отличается от указанного автопроизводителем. Например, последний заявил 10 л/100 км, а фактический показатель составляет 11 л/100 км. При этом по регламенту смазку следует менять раз в 10 000 км. Решается данная простая задача через пропорцию: 10 000 км х 10 л/100 л = 1 000 л – столько топлива должен потратить автомобиль, чтобы проехать до первой регламентной замены. Реальный же показатель высчитывается аналогично: 10 000 л х 11 л/100 км = 1 100 л. Как видим, разница составляет 100 л топлива. Наконец, определим реальный пробег: 1 000 л х 10 000 км/1 100 л = 9 090, 9 км. То есть, замена масла должна проводиться почти на 1 000 км раньше заявленных производителем 10 000 км пробега.
По средней скорости движения. В данном методе следует знать среднюю скорость движения машины на протяжении пары-тройки тысяч километров. Допустим, данный показатель составляет 40 км/ч, а регламентная замена моторной смазки должна проводиться через все те же 10 000 км. Делим пробег на скорость 10 000/40 = 250 ч – это и есть количество моточасов, через которые в двигатель следует заливать новое масло с примерно таким же ресурсом. В данном случае идеально подойдет полусинтетический продукт с показателем в 250. Чтобы узнать максимальный пробег до замены, умножаем 250 моточасов на среднюю скорость в 40 км ч и получаем все те же заявленные 10 000 км. Однако, если залить в маслоприемную горловину минеральное масло, рекомендованное автопроизводителем и имеющее рабочий ресурс в 150 моточасов, мы получим всего лишь 6 000 км! Это уж не говоря о возможности купить подделку, которая и вовсе снижает максимальный километраж до минимума.
Экспертное мнение.Оно гласит, что идеальный интервал смены смазки для двигателя находится в пределах 200-400 моточасов. Однако эти цифры не учитывают условий эксплуатации автомобиля, которые могут быть самыми разными.Кроме того, периодичность технического обслуживания во многом зависит от характеристик самого мотора.
Замена масла в двигателе по моточасам
Вопрос периодичности замены моторного масла до сих пор остается актуальным для водителей. Если мы почитаем сервисную книгу вашего транспортного средства, в ней будет информация о регламенте прохождения технического обслуживания. Одной из операций, которую проводят во время ТО, является замена моторного масла. Обычно заезжать в автосервис для замены масла производитель транспортного средства рекомендует через каждые 15 тысяч километров пробега и не реже одного раза в год.
Понятно, что разные водители по-разному эксплуатируют свои авто. Например, если Вы ежедневно ездите на работу по Москве, Санкт-Петербургу или другим городам-миллионникам с интенсивным трафиком, придется поближе познакомиться с дорожными пробками и «тянучками». Да и расстояния порой исчисляются сотнями километров в день. Совсем другая ситуация прорисовывается в небольших провинциальных городах и районных центрах, а также при регулярных поездках по междугородним маршрутам, во время которых можно легко развивать оптимальные скоростные режимы для работы силового агрегата.
Таким образом, возникает необходимость найти какую-то другую точку отсчета для наиболее точного определения срока замены моторного масла. И она существует — моточасы. Моточас, как не сложно догадаться из самого термина, это один час работы мотора. Счетчик моточасов (тахометр) имеется на щитке приборов практически любого автомобиля, который выпускается в РФ или импортируется из-за рубежа.
Что и как влияет на сроки замены масла
Как правило, полная замена смазочного материала рекомендована производителем силового агрегата после 10 — 15 тысяч километров пробега. В данном случае указан средний показатель без учета режима вождения. Эта цифра берется из расчета, что автомобиль движется со средней скоростью и при минимальном времени работы на холостом ходу после прогрева.
Смазочная жидкость может приходить в негодность раньше указанного срока в следующих случаях:
- при движении с высокими нагрузками (разный скоростной режим при плохом состоянии дороги; простои в пробках, когда затруднено охлаждение мотора);
- мощность силового агрегата (чем выше, тем легче мотор справляется с нагрузками и эффективнее охлаждается; трансмиссия работает плавно);
- вид и качество используемого топлива;
- в ДВС малолитражек (вследствие короткой трансмиссии);
- климатические особенности (резкие перепады температур, мороз);
- особенности ландшафта (частые подъемы и спуски);
- показатели окружающей среды (сильная загрязненность или повышенная влажность воздуха);
- использование автотранспорта для перевозки грузов;
- значительный износ силового агрегата.
Так, например, при движении на скорости около 100 км/ч по трассе, двигатель не испытывает перегрузок, так как система полноценно охлаждается. В таком случае сроки замены масла могут быть увеличены.
Разница в сроках работы масел при движении по трассе и в городских условиях (пробки, остановки у светофоров) очень велика. Чем выше нагрузка на силовой агрегат, тем скорее масло выработает свой ресурс.
При вождении на скорости свыше 130 км/ч мотор испытывает повышенные нагрузки в любых условиях. Поток картерных газов резко увеличивается, что губительно сказывается для двигателя. Растет температура поршней. Смазка работает на пределе возможностей, следовательно, быстрее теряет свои эффективные свойства.
Если перевести сроки замены масла в моточасы, рекомендованный интервал в 15 тысяч км пробега выразится в диапазоне от 200 до 700, и напрямую зависит от условий эксплуатации. Для примера: 400 моточасов на скорости 25 км/ч в городских условиях составит рекомендуемые 10 тысяч км пробега; а те же моточасы на скорости в 80 км/ч способны почти в три раза увеличить период замены. Однако, езда на постоянно одинаковой скорости — задача довольно трудная.
Помимо измеряемых интервалов пробега, даже при минимальном использовании автомобиля и малой наработки, рекомендуется производить полную замену моторного масла не реже, чем раз в 12 месяцев.