Что такое газобаллонное оборудование и в чем его преимущества
ГБО – разновидность оборудования, которое позволяет хранить в автомобиле и подавать в его двигатель внутреннего сгорания топливо в газообразном состоянии.
Самым важным преимуществом использования газобаллонной системы на автомобиле является возможность сэкономить топливо. Октановое число пропанобутановой смеси, что используется на таком оборудовании, составляет 105 – это больше в сравнении с современными марками бензина.
Такой вид альтернативного топлива сгорает в цилиндрах двигателя при отсутствии детонации, вследствие чего с них не смывается масляная пленка. Благодаря этому на свечах и в цилиндрах практически не образовывается нагар.
И, что немаловажно, при установке на транспортное средство такой техники для подачи газообразного топлива вовсе не требуется демонтаж старой системы – их можно использовать по очереди зависимо от условий
Примечания
- (рус.) (неопр.) ?. Дата обращения 11 июля 2019.
- . SovietCars.net. Дата обращения 11 июля 2019.
ГАЗ-03-30 — советский автобус малого класса на шасси грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. Выпускался на автобусном филиале ГАЗа (с 1946 — ГЗА). Годы производства: 1933—1941 и в 1945—1950. Всего произведено 18 613 автобусов.
С 1936 года производились армейские трёхосные (6х4) модели ГАЗ-05-193 (штабной) и ГАЗ-05-194 (санитарный) на шасси ГАЗ-ААА.
ГАЗ-АА (полу́торка) — грузовой автомобиль Нижегородского (в 1932 году), позже Горьковского автозавода, грузоподъёмностью 1,5 т (1500 кг), известный как полуторка.
Образцом послужил американский грузовик Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии перепроектирован по отечественным чертежам.
ГАЗ-ААА — советский грузовой автомобиль повышенной проходимости.
Представлял собой реализацию концепции создания «шестиколёсного» автомобиля повышенной проходимости за счёт увеличения числа ведущих мостов до двух, таким образом, колёсная формула автомобиля из 4 × 2 была превращена в 6 × 4.
Горьковский автобусный завод (сокращённо «ГЗА») — советское автомобилестроительное предприятие, производитель автобусов и мелкосерийных модификаций автомобилей марки ГАЗ. Известен также как Государственныый автосборочный завод №1. Находился в Нижнем Новгороде (с 1932 — Горький) в Канавинском районе.
Го́рьковский автомоби́льный заво́д (сокращённо ГАЗ) — советское и российское автомобилестроительное предприятие, крупный производитель легковых, лёгких грузовых автомобилей, микроавтобусов и военной техники.
Завод основан в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова. Находится в Нижнем Новгороде (с 1932 по 1990 годы — Горький). До 2005 года функционировал как единое ОАО «ГАЗ», в ходе реструктуризации сборочные производства легковых и грузовых автомобилей выделены в отдельное дочернее общество — ООО Автомобильный завод «ГАЗ» (Автомобильный завод «Горьковский автомобильный завод»). В августе 2009 года, после сокращений, на ОАО «ГАЗ» (ныне объединяет автокомпонентные производства предприятия) и ООО Автомобильный завод «ГАЗ» работало 27 000 человек, к 2013 году численность персонала сократилась уже до 25 000 человек.
С 2005 года Горьковский автозавод входит в один из крупнейших автомобилестроительных холдингов России «Группа ГАЗ». Предприятие объединяет два дивизиона «Группы ГАЗ» — Дивизион «Лёгкие коммерческие и легковые автомобили» и Дивизион «Автокомпоненты». В Дивизион «Легкие коммерческие и легковые автомобили» входят мощности ГАЗА по выпуску автомобильной техники, в Дивизион «Автокомпоненты» — заготовительные производства завода (металлургическое, кузнечное и инструментальное и прессово-рамное производства; производство арматуры, колёс и рулевого управления; корпус цветного литья; завод автомобильных агрегатов; завод штампов и пресс-форм).
, и | |
---|---|
Грузовыеавтомобили ГАЗ | |
Автобусы ГАЗ | |
Спецтехника ГАЗ |
Основные минусы авто с установленным ГБО
Недостатков не так много, но многие из них довольно существенные, поэтому их обязательно нужно учитывать:
- ГБО стоит не так уж и мало – установка обойдётся минимум в 20-30 тысяч рублей, а если цилиндров в двигателе много, то и дороже.
- Двигатель на газе немного теряет в мощности. Хотя уже для ГБО 4 поколения это несущественно, но всё же происходит. Поэтому для маломощного двигателя это плохой вариант. А вот для мощного потеря нескольких лошадиных сил будет вообще не заметна.
- Нельзя выжимать газ до предела, иначе двигатель будет перегреваться, а его ресурс снижаться.
- На машине с небольшим расходом – 6-7 литров бензина на 100 км., переход на газ не даст никакой экономической выгоды, только создаст лишние проблемы. Но такие автомобили не подходят и по вышеназванной причине – у них и лошадей мало.
- После установки ГБО надо оформить это в ГИБДД, иначе будут штрафовать. Это тоже обойдется в круглую сумму. К тому же потребуется лицензия установщика, а значит – обращаться надо в сертифицированные центры. Но это и к лучшему – доверять такую работу случайным «мастерам» не стоит.
- Газ сгорает при большей температуре, чем бензин, поэтому клапана изнашиваются быстрее. Это так, но проблема во многом решается их регулировкой после установки оборудования – увеличением зазоров на 0.05 мм. Кто этого не делает, тот потом на это и жалуется.
- Газовые заправки есть во многих местах, но не везде. Поэтому надо сначала решить, будет ли возможность заправляться, не наматывая лишние километры. Иначе вся выгода сойдёт на нет.
- Баллон с газом занимает немало места. Ставят его обычно в багажнике, и свободное пространство сильно уменьшается.
- Уже при -10 градусах заводить двигатель надо на бензине, и только после прогрева переключаться на газ, так что немного бензина покупать придётся, но хватит его надолго. ГБО 4 поколения избавляет водителя от контроля за видами топлива – электроника сама переключает подачу газа и бензина по ситуации.
Поэтому, если вы решаете, выгодно ли ставить газ на машину, то подсчитайте сначала его расход для своей модели, а потом расход бензина, плюс добавьте стоимость оборудования и его установки с регистрацией. Ответ будет таким – на машине с расходом от 10 литров и годовым пробегом хотя бы от 10 тысяч километров это будет выгодно, и чем мощнее машина и больше используется, тем выгоднее. В таких случаях установка окупается за год или даже меньше.
А вот если вы ездите мало и автомобиль из серии малолитражек, то это может оказаться лишними хлопотами. Такая машина скорее сама развалится от старости, чем окупит вложения, так как выгода на километр пробега получится мизерная.
Установка и настройка
Самостоятельно ставить на автомобиль такое газовое оборудование, то есть ГБО 5 поколения, не рекомендуется. Хотя сам процесс подключения к штатной системе является проще, нежели в случае с предшественником.
Чтобы разобраться во всех тонкостях монтажа, мастера отправляются в другие страны для стажировки и обучения.
Главным этапом монтажа считается установка газового насоса в баллон, а также настройка топливной карты. Для этого регулируется время впрыска, пропорции топлива и рабочие показатели всех узлов. После настройки анализируются показатели работы ДВС в различных режимах.
Регулировка может выполняться несколькими способами:
- с помощью автокалибровки;
- методом грубой регулировки, ориентируясь по времени впрыска смеси;
- метод разряжения внутри коллектора;
- с помощью диагностического оборудования.
Последний вариант является наиболее эффективным в плане достижения точности настройки. Выполнить её самостоятельно невозможно.
Учитывая затраты на покупку ГБО 5 и его установку, которая осуществляется только в специализированных мастерских, следует заранее подумать над тем, сумеют ли затраты на газобаллонное оборудование себя оправдать.
ГБО 6 поколения
Купить его сложно, даже для потребителей Европы, где он собственно и разработан, эта система базируется на двигателях с непосредственной системой впрыска топлива. Здесь уже нет разграничения на газовые инжектора и бензиновые, система врезается в штатную подачу топлива. Если утрировать, то различие только в баке, есть бензиновый и газовый – но один топливопровод и одни форсунки, которые впрыскивают топливо.
Нажали кнопку — идет газ, нажали другую — пошел бензин (газ прекратился). Такой симбиоз, намного облегчает систему газобаллонного оборудования. Как заверяют производители, теперь все характеристики бензина передадутся газу, а именно:
- Такая же мощность
- Такой же расход
- Лучшая экология
- Минимум оборудования
- Легкость обслуживания
Правда, когда появится шестое поколение у нас в России не совсем понятно, но вроде как в Европе уже начинают производить.
Можно с уверенностью сказать что газ, скоро станет реально источником альтернативного топлива, ведь ездить на нем в два раза дешевле – тогда зачем платить больше, если не будет видно разницы.
Сейчас небольшое видео, смотрим.
На этом я заканчиваю свою статью, думаю, эта эволюция была вам интересна.
ТОП 5 мифов и небылиц о пятом поколении ГБО
Миф первый: 5 поколение ГБО.
Некоторые автомобилисты ошибочно полагают, что устанавливая ГБО с автоподстройкой параметров по CAN-шине (протокол OBD), они устанавливают ГБО 5. На самом деле это не так! Это все то же ГБО 4 поколения, просто оснащенное корректировкой параметров для распределенного впрыска. Кроме того, как выяснилось в процессе эксплуатации, корректировка по OBD не всегда дает требуемый результат, в некоторых случаях от нее нет проку, а иногда и вовсе после установки такой «приблуды» ГБО начинает работать хуже. Как я уже говорил выше, ГБО пятого поколения это принципиально новая система, которая лишена газового редуктора, а впрыск газа происходит в жидкой фазе, под высоким давлением.
Миф второй: Газобаллонное оборудование пятого поколения ненадежно и дорогое в обслуживании.
Часто на форумах или в «курилках» можно услышать от «понимающих» о том, что 5 поколение очень «ломучее» да и к тому же ремонтировать его дорого и негде… На самом деле это было раньше и лишь отчасти правда. Сегодня, когда во всем мире полным ходом устанавливается ГБО 5, проблем с комплектующими или ремонтом — нет. Более того, при правильной эксплуатации и заправке качественного топлива, никаких проблем не возникает.
Также раньше была актуальна проблема отсутствия знаний, поскольку большинство производителей ГБО не хотели сотрудничать или раскрывать «карты» до тех пор, пока установщик не получит сертификат соответствия, а персонал не пройдет квалифицированное обучение. По началу это было проблемой, однако, когда популярность ГБО пятого поколения начала расти, большинство солидных компаний нашли возможность обучить своих спецов и получить все необходимые для ремонта и установки бумаги. Так что сегодня ремонт ГБО 5 поколения не является проблемой, равно как и его диагностика.
Миф третий: грязный газ.
Даже если вам не повезет, и вы действительно заправитесь некачественным газом, в ГБО пятого поколения в системе предусмотрена многоступенчатая система очистки топлива. Она включает в себя: фильтр тонкой очистки, который устанавливается в ВЗУ и отвечает за очистку топлива еще на стадии заправки, а также дополнительный фильтр очистки топлива от примесей, расположенный в насосе. Ко всему прочему газовый насос имеет конструкцию, не позволяющую пропускать частицы крупнее 0,7 мм, следовательно, как вы понимаете, грязь и песок никак не можете пройти сквозь такой фильтр.
Миф четвертый: расход газового топлива.
Бытует мнение, что на пятом поколении ГБО, расход газа такой же, как и расход бензина. Если коротко, то — это не так! Среди установщиков есть такие, которые специально или по причине собственной некомпетентности распространяют ложную информацию о том, что расход газа на ГБО 5 такой же как на бензине, так как газ подается на форсунки в жидком состоянии. Однако правда в том, что расход на самом деле всегда будет выше примерно на 10-15%. Те, у кого действительно расход газа равен расходу бензина, скорее всего, стали жертвами неправильной или некорректной настройки газового оборудования, смесь, скорее всего, обедненная или бедная. Езда с такой настройкой закончится тем, что в один день ваш мотор просто придется «капиталить».
Миф пятый: окупаемость.
Все вы знаете, что такое окупаемость и, скорее всего, каждый перед тем как установить ГБО подумал о том, через какое время он получит обратно потраченные деньги в виде существенной экономии, которую дает газовое топливо. Так вот, действительно цена установки 5-го поколения ГБО на порядок выше по сравнению с 4-м поколением. Однако если вы постоянно за рулем и эксплуатируете свой автомобиль не только для поездок в магазин, ГБО 5 поколения окупится довольно быстро. Здесь сложно что-либо сказать о сроках, т. к. все по большому счету индивидуально. Также нельзя не упомянуть тот факт, что в отличие от четвертого поколения, в пятом нет необходимости регулярно менять фильтры, а также устанавливать ремкомплекты газового редуктора, а это как не крути расходы, да еще какие…
На этом, дорогие друзья, буду заканчивать свое повествование, надеюсь было интересно и большинство из этих мифов мне все же удалось развеять. Напишите в комментах о том, какие мифы о ГБО 5 вы слышали, а также о том, что вы думаете по поводу пятого поколения, стоит ли его ставить и есть ли у него будущее.
Если статья пришлась вам по душе, в качестве благодарности автору вы можете поделиться этой статьей в соц. сетях со своими близкими, тем самым вы поможете нам в развитии нашего проекта. Заранее спасибо и до новых встреч на gboshnik.ru!
Преимущества и недостатки
Чтобы объективно взглянуть на ГБО 5 поколения и дать оценку системе, стоит рассмотреть не только её преимущества, но и имеющиеся недостатки.
Начнём с положительных качеств.
Наличие газового насоса даёт важное преимущество. Он входит в комплект оборудования и используется для перегонки жидкого газа по магистралям к топливной рампе. Это позволяет постоянно поддерживать нужные параметры давления в системе.
Во многом за счёт топливного насоса и стабильного давления, переоборудованные под газ моторы без проблем запускаются при заморозках
Это важные преимущества, характерные для ГБО актуального 5 поколения, способные закрыть глаза на слабые стороны и недостатки системы.
В редукторе системы отсутствует мембрана, что увеличивает срок службы элемента и лучше экономит топливо. Редуктор не требует прогрева, то есть можно сразу запускать двигатель, не опасаясь последствий.
Новое газобаллонное оборудование хорошо себя чувствует в экстремальных условиях, снижает вероятность перегрева двигателя.
На мощность переход с бензина на жидкий газ никак не влияет. При определённых обстоятельствах её даже можно немного увеличить.
При качественной комплектации и правильной сборке в салоне отсутствуют неприятные запахи газа.
Расход жидкого газа будет аналогичен расходу бензина по количеству горючего. Но газ дешевле, что влечёт за собой существенную экономию.
Газ практически полностью сгорает, объём вредных выбросов минимальный.
Это позволяет постоянно поддерживать нужные параметры давления в системе.
Во многом за счёт топливного насоса и стабильного давления, переоборудованные под газ моторы без проблем запускаются при заморозках. Это важные преимущества, характерные для ГБО актуального 5 поколения, способные закрыть глаза на слабые стороны и недостатки системы.
В редукторе системы отсутствует мембрана, что увеличивает срок службы элемента и лучше экономит топливо. Редуктор не требует прогрева, то есть можно сразу запускать двигатель, не опасаясь последствий.
Новое газобаллонное оборудование хорошо себя чувствует в экстремальных условиях, снижает вероятность перегрева двигателя.
На мощность переход с бензина на жидкий газ никак не влияет. При определённых обстоятельствах её даже можно немного увеличить.
При качественной комплектации и правильной сборке в салоне отсутствуют неприятные запахи газа.
Расход жидкого газа будет аналогичен расходу бензина по количеству горючего. Но газ дешевле, что влечёт за собой существенную экономию.
Газ практически полностью сгорает, объём вредных выбросов минимальный.
Но поскольку здесь рассматриваются плюсы и минусы, помимо преимуществ, стоит взглянуть на недостатки, характерные для ГБО актуального 5 поколения.
К минусам можно отнести несколько пунктов.
- Повышенная требовательность к качеству горючего. Этот пункт считают главным недостатком и причиной не столь активного распространения ГБО 5 в России, как в других странах. Низкокачественный газ характеризуется большим количеством примесей, которые при фильтрации не удаляются.
- Газовый насос. За его преимуществами и возможностями скрываются недостатки. Причина опять же в качестве газа. Из-за него насос может быстро выйти из строя. А это основная часть стоимости всего комплекта ГБО.
- Стоимость. ГБО 5 стоит примерно в 3 раза больше, чем предшественник. Чем больше цилиндров, тем больше форсунок потребуется. От этого увеличивается ценник.
- Дефицит специалистов. Проблема постепенно решается, но пока в России не так много мастеров, обладающих нужным уровнем знаний и квалификацией.
- Самостоятельная установка и настройка – задача сложная и не рекомендуемая.
- В случае с ГБО 5 использовать метан невозможно.
Насколько преимущества и недостатки важны конкретно для вас, решать следует в индивидуальном порядке.
Что представляет собой газобаллонное оборудование
Все компании, которые специализируются на выпуске газобаллонного оборудования, не стоят на месте. Некоторые проблемы этих установок предыдущего поколения сподвигли производителей создать более усовершенствованную систему цилиндрового оборудования в автомобильные средства.
Пятое поколение ГБО многих не устраивало, так как принцип действия его был основан на впрыскивании топлива только в инжекторных автомобилях, и то впрыск был раздельным. Отталкиваясь от этого, разработали шестое поколение газового оборудования для авто. Такая разработка даёт многим автолюбителям возможность использовать в своём автомобиле впрыскивание, не приносящее вреда форсункам штатной системы.
Официальным названием 6 поколения газового оборудования принято считать Liquid Propane direct injection, в сокращённом варианте — LPdi. Пятая и шестая разработки конструкции в автомобиль практически схожи между собой, но присутствуют и некоторые конструкционные отличия.
Основным достижением производителя в этой разработке считается подача жидкообразного топлива (газа) во все имеющиеся цилиндры.
Это позволяет потребителю продукции снизить потери топлива и осуществить контроль над подаваемыми дозировками, которые становятся более точными. А толчком к этому изобретению стала минимизация потребляемого газа на фоне такого топлива как бензин.
Производители смогли добиться неплохих результатов только после того, как пересмотрели весь принцип действия цилиндрового оборудования. А встроенные элементы, используемые в первых 4 поколениях, были заменены более новыми и усовершенствованными деталями, которые разработаны по новейшим технологиям.
Виды ГБО на автомобиль
В зависимости от системы питания, на автомобиль могут устанавливаться разные поколения газобаллонного оборудования. Между 2-м и 6-м поколением ГБО конструктивно лежит такая же пропасть, как между карбюратором и инжектором мотором с непосредственным впрыском топлива.
2-го поколения
Самый простой вариант. Используется в автомобилях с карбюраторной и моноинжекторной системой питания. Хотя встречается и на инжекторных автомобилях, но это не самый лучший вариант.
Принцип работы газового оборудования второго поколения максимально прост. Газ, прошедший через редуктор-испаритель, подаётся в специальный смеситель, установленный до дроссельной заслонки. Двигатель всасывает газ вместе с воздухом: чем больше открывается дроссельная заслонка, тем больше смеси попадает в цилиндры.
Преимущества и недостатки
дешевизна; простота настройки и обслуживания.
неточность регулировок; хлопки и небольшие взрывы газа, скопившегося во впускном коллекторе (в основном на инжекторных автомобилях); долгий процесс переключения с бензина на газ.
Регулировки постоянно нужно корректировать, а мощность двигателя заметно ниже.
3-го поколения
Переходной вариант, редко встречается на автомобилях. Основное отличие — наличие форсунок для впрыска газа непосредственно во впускной коллектор и шагового электромотора, который регулирует количество подаваемого газа.
Управление системой происходит на основании показаний кислородного датчика и датчика положения дроссельной заслонки. Поэтому на карбюраторных автомобилях 3 поколение ГБО не используется.
Схема устройства ГБО 3-го поколения
Недостатки этого типа оборудования:
- сложность регулировки;
- медленная реакция на изменение режимов работы двигателя.
Машина становится более вялой, мощность и приёмистость падают.
4-го поколения
Самое распространённый тип газового оборудования, который идеально подходит для автомобилей с инжектором. Газ под давлением впрыскивается непосредственно во впускной коллектор с помощью отдельных форсунок.
Управляет процессом отдельный блок. Он подсоединяется к штатной проводке ЭБУ. При переходе с бензина на газ бензиновые форсунки отключаются, вместо них начинают работать газовые. Переход с одного топлива на другое происходит мгновенно, практически не заметно для водителя.
Блок управления газовым оборудованием полностью опирается на показания тех же датчиков, что и штатный, бензиновый ЭБУ. Поэтому коррекция подачи газа происходит максимально точно и быстро, значит, расход газа и потери динамики минимальны.
Конструкция ГБО 4-го поколения
Из-за сложной конструкции 4 поколение ГБО дороже в покупке и установке. Но для инжекторных автомобилей с распределённым впрыском — это самый подходящий вариант.
5-го поколения
Используется только на автомобилях с современными системами непосредственного впрыска топлива в камеру сгорания. Технология относительно новая, поэтому таких автомобилей с ГБО довольно мало. Форсунки устанавливаются, как и бензиновые, не во впускной коллектор, а в головку блока цилиндров.
Газовый редуктор применяется. Для впрыска газа нужно большее давление, порядка 15-16 атмосфер. Чтобы обеспечивать постоянную величину давления, внутри баллона устанавливается электрический насос, подобный бензиновому. Газ не испаряется, а впрыскивается в жидкой фазе.
Устройство ГБО 5-го поколения
На автомобили с непосредственным впрыском топлива невозможно установить ГБО предыдущих поколений. Пятое поколение — дорогостоящее и требовательное к качеству топлива. Особенной чувствительностью отличается бензонасос, устанавливаемый в газовом баллоне.
6-го поколения
Шестое поколение — это эволюция пятого. Здесь из системы исключены отдельные газовые форсунки. Вместо них подача газа происходит сразу через бензиновые. Для этого под капотом устанавливается специальный согласующий модуль. Его задача — перекрывать подачу бензина, открывая газ, и наоборот. Он словно сводит две топливные магистрали в одну, попеременно их переключая.
Схема ГБО 6-го поколения
Принцип работы ГБО 5 поколения
Теперь рассмотрим как же работает новая система газобалонного оборудования:
При открытии водительской двери подается сигнал о начале работы электронному блоку управления (газовым мозгам), ЭБУ, в свою очередь, запускает тест газового насоса. При успехе газовый насос берет жидкую фракцию бутано-пропановой смеси из баллона и пропуская ее через фильтр нагнетает необходимое давление газа в магистрали, подготавливая тем самым систему к штатному запуску.
Следует обратить внимание, что датчики водительской двери устанавливают не все мастера, тем самым экономя на установке системы. Это чревато образованием пробок в магистрале подкапотного пространства под воздействием температуры, что влечет за собой долгий старт автомобиля на газу
При отсутствии датчика в водительской двери и для уменьшения износа двигателя и стартера рекомендуется выполнять старт автомобиля на бензине.
- Далее водитель поворотом ключа «на старт» подает блоку управления сигнал о начале работы.
- Получая и анализируя данные от датчиков автомобиля (обороты коленвала, температура двигателя и т.д.) по заложенной программе газовый блок управления отключает подачу бензина к бензиновым форсункам, а сам тем временем открывает на определенный период времени свои газовые форунки.
Стоит отметить, что скорость отклика газовых форсунок, совместимых с пятым поколением ГБО, значительно выше скорости форсунок, которые устанавливались на 4е поколение.
- Далее, через газовою форсунку, необходимая расчетная порция бутано-пропановой смеси в жидком виде под давлением, созданным газовым насосом, впрыскивается в двигатель.
- Потом происходит закрытие газовой форсунки и часть пропаново-бутановой смеси, через обратную магистраль, подается назад в баллон. Этим достигается оптимальная температура работы форсунки и исключается ее перегрев. На этом цикл работы закончен.
В целом теперь система ГБО5 опять стала приближением к распределенной системе впрыска бензина. Как по составляющим так и по принципу работы.
Обслуживание
Существенным отличием между рассматриваемыми поколениями ГБО являются условия обслуживания систем. В 4 серии требуется проведение периодической очистки и замены редуктора, аналогичные процедуры по эксплуатации газового инжектора, регулярная корректировка системы впрыска. В 5 поколении не требуется делать ничего из вышеперечисленных манипуляций. Достаточно просто в срок осуществлять замену фильтра насоса.Кроме того, в более новом варианте газового оборудования используются комплектующие высокого качества. Например, резиновые трубки заменены на пластиковый аналог, что позволяет не беспокоиться длительное время на предмет пропускания газа. Благодаря максимально герметичным соединениям, в салон не проникает даже малейший запах топливной смеси. Подобные погрешности характерны для ГБО 4 поколения, особенно после длительной эксплуатации патрубков из резины.Можно сказать несколько слов в пользу 4 серии. Дело в том, что 5-я модель, несмотря на все свои преимущества, чувствительна к неочищенной газовой смеси, имеет сложную конструкцию и невысокую ремонтопригодность. Следовательно, для эксплуатации на отечественных дорогах, это можно отнести к минусам системы.
Узлы гбо
Давайте проанализируем стандартную комплектацию автомобильного газового оборудования для использования газа в качестве топлива. Конечно, всем понятно, что для работы газового оборудования необходим газовый баллон, соответствующего объёма.
Газовый баллон – это цилиндр, представляющий собой стальную ёмкость, предназначенную для сохранности сжиженного газа. Этот элемент системы автомобильного оборудования выполняется и в виде тора или цилиндра. Стенки баллона составляют 5 мм. Он состоит из: дна, обечайки и горловины.
Горловина газового баллона содержит запорное устройство, которое имеет два патрубка, один из которых соединён с заправочным устройством и уже через него происходит заполнение баллона. Второй патрубок соединяется с газовым клапаном и редуктором автомобильного газобаллонного оборудования.
Под капотом находиться целый ряд узлов. Поэтому установка газового оборудования на автомобиль не обойдётся без:
- редуктора – основного устройства системы газового оборудования. Он превращает сжиженный газ в форму пара и следит за снижением в системе давления до рабочих показателей;
- электронного клапана, который обеспечивает прекращение подачи бензина;
- электронного клапана, который осуществляет переход системы обратно на бензин, перекрывая газ.
Основные узлы ГБО для авто
При этом процессе подают газ в двигатель через форсунки и смеситель, который сообщается с редуктором ГБО.
В салоне транспортного средства монтируют топливный переключатель (газ-бензин). Бывает, совместно с ним применяют указатель состояния (уровня) оставшегося газа в баллоне.
Однако в зависимости от поставщика применяемого газового оборудования, а также от поколения ГБО список узлов может существенно отличаться. Поэтому самое время обсудить поколения разнообразного газобаллонного оборудования.
На сегодняшний день существуют шесть различных систем оборудования предназначенных для подпитки двигателей газом. Не стоит воспринимать такие системы, как разделение по понятиям: на устаревшее и инновационное. Это не правильное мнение.
Газобаллонные узлы и детали различается не только годом выхода на рынок, но и некоторыми другими параметрами. Рассмотрим поколения гбо более внимательно, чтобы понимать сущность вопроса.
Монтаж и демонтаж ГБО
Специалисты разберут багажник, приборную панель, демонтируют агрегаты в моторном отсеке. Затем поставят баллон, редуктор, другие элементы, врежут и установят форсунки, проложат коммуникации, всё соединят, подключат к сети, запустят двигатель и настроят ГБО. Возможно, скорректируют расположение элементов выхлопной системы.
Демонтаж требуется редко. Чаще систему деактивируют – отключают электрическую часть, снимают баллон и глушат магистрали. При полном демонтаже снимается всё, а заводские агрегаты занимают свои места. Патрубки системы охлаждения меняются, форсунки выкручиваются, датчики, блоки и редукторы снимаются, а отверстия под них глушатся.
Узнайте больше, как происходит монтаж ГБО на авто.
Преимущества и недостатки
Чтобы объективно взглянуть на ГБО 5 поколения и дать оценку системе, стоит рассмотреть не только её преимущества, но и имеющиеся недостатки.
Начнём с положительных качеств.
Наличие газового насоса даёт важное преимущество. Он входит в комплект оборудования и используется для перегонки жидкого газа по магистралям к топливной рампе. Это позволяет постоянно поддерживать нужные параметры давления в системе
Во многом за счёт топливного насоса и стабильного давления, переоборудованные под газ моторы без проблем запускаются при заморозках. Это важные преимущества, характерные для ГБО актуального 5 поколения, способные закрыть глаза на слабые стороны и недостатки системы. В редукторе системы отсутствует мембрана, что увеличивает срок службы элемента и лучше экономит топливо. Редуктор не требует прогрева, то есть можно сразу запускать двигатель, не опасаясь последствий. Новое газобаллонное оборудование хорошо себя чувствует в экстремальных условиях, снижает вероятность перегрева двигателя. На мощность переход с бензина на жидкий газ никак не влияет. При определённых обстоятельствах её даже можно немного увеличить. При качественной комплектации и правильной сборке в салоне отсутствуют неприятные запахи газа. Расход жидкого газа будет аналогичен расходу бензина по количеству горючего. Но газ дешевле, что влечёт за собой существенную экономию. Газ практически полностью сгорает, объём вредных выбросов минимальный
Это позволяет постоянно поддерживать нужные параметры давления в системе. Во многом за счёт топливного насоса и стабильного давления, переоборудованные под газ моторы без проблем запускаются при заморозках. Это важные преимущества, характерные для ГБО актуального 5 поколения, способные закрыть глаза на слабые стороны и недостатки системы. В редукторе системы отсутствует мембрана, что увеличивает срок службы элемента и лучше экономит топливо. Редуктор не требует прогрева, то есть можно сразу запускать двигатель, не опасаясь последствий. Новое газобаллонное оборудование хорошо себя чувствует в экстремальных условиях, снижает вероятность перегрева двигателя. На мощность переход с бензина на жидкий газ никак не влияет. При определённых обстоятельствах её даже можно немного увеличить. При качественной комплектации и правильной сборке в салоне отсутствуют неприятные запахи газа. Расход жидкого газа будет аналогичен расходу бензина по количеству горючего. Но газ дешевле, что влечёт за собой существенную экономию. Газ практически полностью сгорает, объём вредных выбросов минимальный.
Но поскольку здесь рассматриваются плюсы и минусы, помимо преимуществ, стоит взглянуть на недостатки, характерные для ГБО актуального 5 поколения. К минусам можно отнести несколько пунктов.
- Повышенная требовательность к качеству горючего. Этот пункт считают главным недостатком и причиной не столь активного распространения ГБО 5 в России, как в других странах. Низкокачественный газ характеризуется большим количеством примесей, которые при фильтрации не удаляются.
- Газовый насос. За его преимуществами и возможностями скрываются недостатки. Причина опять же в качестве газа. Из-за него насос может быстро выйти из строя. А это основная часть стоимости всего комплекта ГБО.
- Стоимость. ГБО 5 стоит примерно в 3 раза больше, чем предшественник. Чем больше цилиндров, тем больше форсунок потребуется. От этого увеличивается ценник.
- Дефицит специалистов. Проблема постепенно решается, но пока в России не так много мастеров, обладающих нужным уровнем знаний и квалификацией.
- Самостоятельная установка и настройка — задача сложная и не рекомендуемая.
- В случае с ГБО 5 использовать метан невозможно.
Насколько преимущества и недостатки важны конкретно для вас, решать следует в индивидуальном порядке.
Подведем итоги
Если Вы приняли ответственное решение о переходе на газовое топливо одновременно с бензином, тогда обязательно учитывайте все плюсы и минусы использования ГБО, перечисленные в этой статье. Бывает так, что для одного автовладельца очевидные преимущества газа на авто заметно перевешивают, для другого же водителя использование сжиженного газа становится абсолютно ненужным или даже неприемлемым с учетом конкретных особенностей и условий эксплуатации автомобиля.
Помните и то, что автомобиль с ГБО потребует повышенного внимания. Только правильная установка, отсутствие текущих проблем с газовой системой, регулярное обслуживание и заправка качественным топливом позволит говорить об итоговой экономии. Мы не утверждаем, что газ в автомобиле представляет собой оптимальное решение, без которого невозможно представить современную машину. Так или иначе, но «правильное» ГБО имеет целый список преимуществ, благодаря чему подобные системы неизменно пользуются высокой популярностью не только в странах СНГ, но и в развитых государствах Европы.