Дополнительное охлаждение АКПП

Радиатор охлаждения встроенный в основной радиатор

Это новая веха в охлаждении АКПП. Все дело в том, что в радиатор от двигателя, зачастую сбоку закрепляют специальную трубку, которая охлаждает и ATF жидкость. То есть основной радиатор как бы разделен на две части, охлаждение масла двигателя и АКПП. Понятно, что они разделены специальной перегородкой чтобы ни масло, ни охлаждающая жидкость, не перемешивались.

Вроде простое и эффективное строение, два в одном, но здесь есть очень много «НО»:

  • Есть так называемые высокотемпературные двигатели, у которых работа может быть при 100 – 110 градусов Цельсия. А для АКПП, зачастую нужно 95 градусов, дальше уже нежелательно!
  • Площадь этой трубки (или части) которая входит в радиатор, небольшая, нет такой эффективности охлаждения, поэтому возможны перегревы.

Как видите, изначально уже встроенный радиатор может проигрывать «отдельному». Конечно, на новых машинах это может быть достаточно, НО! Со временем, на стенках патрубков (радиатора) да и в самой коробке передач, начинает скапливаться грязь. Даже если вы поменяете масло, смените фильтр, но не прочистите систему (в частности радиатор), то охлаждение ухудшается. Все чаще будут фигурировать температуры в 100 градусов, а возможно и больше. Износ вашей автоматической трансмиссии вырастит в разы. Что делать? Читаем дальше …

Зачем нужно охлаждение масла в АКПП

Итак, если владелец намерен увеличить срок службы масла в автомате и ресурс такой коробки, допрадиатор охлаждения АКПП может потребоваться как для новых авто, так и для моделей, которым 10 лет и более. Важно понимать, что масло в коробке автомат под нагрузками подвержено достаточно сильному нагреву (доходит до отметки около 100 градусов по Цельсию). Не трудно догадаться, что такой нагрев сильно ухудшает свойства самой жидкости, также перегретое масло оказывает определенное негативное воздействие на различные элементы АКПП, тем самым сокращая ресурс агрегата

Еще добавим, что коробка вариатор также может иметь гидротрансформатор. Получается, для CVT с ГДТ дополнительное охлаждение трансмиссионного масла также никак не будет лишним.

Не трудно догадаться, что такой нагрев сильно ухудшает свойства самой жидкости, также перегретое масло оказывает определенное негативное воздействие на различные элементы АКПП, тем самым сокращая ресурс агрегата. Еще добавим, что коробка вариатор также может иметь гидротрансформатор. Получается, для CVT с ГДТ дополнительное охлаждение трансмиссионного масла также никак не будет лишним.

Главное, добиться того, чтобы коробка работала в штатном режиме, то есть когда поддерживается оптимальная рабочая температура АКПП. В среднем, нормой для разных типов автоматов можно считать отметку 65-95 градусов. Если же нагрев превышает показатель в 100 градусов (как на машинах со штатным радиатором охлаждения автомата, так и без него), нужно срочно принимать меры.

В противном случае АКПП начнет перегреваться со всеми вытекающими последствиями:

  • трансмиссионное масло по нагреву имеет предел на отметке 130 градусов. При этом в случае «тянучки» в пробках на жаре, агрессивной манере езды, буксировке прицепа и т.д. масло в АКПП легко можно перегреть. Вполне логично, что АTF начинает подгорать, свойства жидкости ухудшаются, продукты распада масла быстро загрязняют коробку, увеличивается общий износ автомата;
  • от высоких температур сильно страдают фрикционы (фрикционные диски АКПП). Не вдаваясь в подробности, фрикционы конструктивно состоят из мягких элементов, при этом их сильный нагрев приводит к разрушению;
  • сильный нагрев масла также может вывести из строя соленоиды АКПП и клапанную плиту (гидроблок), а также проводку. Что касается проводки, аналогично пластиковым соленоидам, провода при избыточном нагреве попросту плавятся;

    Сам гидроблок и установленные в нем соленоиды фактически являются каналами для циркуляции ATF и клапанами, которые их перекрывают. При этом соленоиды, выполняющие функцию клапанов, на современных АКПП изготовлены не из металла, а из пластика. Перегрев масла приводит к деформации и оплавлению. Излишний нагрев также может затронуть и гидроблок, особенно если плита «облегченного» типа.

  • также следует добавить, что перегретое масло в АКПП не способно обеспечить необходимой смазки нагруженных элементов. В таком случае увеличивается механический износ, затрагивающий планетарные шестерни и другие детали трансмиссии;

Чем опасен перегрев АКПП

Если трансмиссионное масло доходит до критических 130 градусов (при резком вождении, буксировке на тросе и нахождении в многочасовых пробках в летний зной), то АКПП слишком сильно разогревается. Из-за этого рабочая жидкость теряет свои характеристики и фактически начинает пригорать, оказывая негативное воздействие и на другие узлы коробки передач:

  • Фрикционные диски. В некоторых автомобилях эти элементы изготавливают из мягкого эластичного материала. Под влиянием температуры свыше 100 градусов такие фрикционы разрушаются и сгорают. В итоге, машина начинает буксовать, а передачи и вовсе не переключаются.
  • Клапанная плита и соленоиды. Гидроблок фактически представляет собой распределительную систему масла в АКПП. Соленоиды отвечают за открытие и закрытие каналов, по которым проходит рабочая жидкость. Раньше эти элементы были металлическими. Сегодня в авто устанавливаются пластиковые соленоиды, которые легко деформируются и оплавляются, если по ним будет циркулировать горячее масло. Нагреться до критической отметки может и сам гидроблок.
  • Нагруженные элементы. Если трансмиссионное масло сильно нагревается, то планетарные шестерни и прочие элементы перестают смазываться в нужном объеме, что приводит к их быстрому механическому износу.

Разумеется, в любой машине установлена система охлаждения, однако она может отличаться в зависимости от марки и «возраста» авто. Кроме этого, не всегда такие элементы справляются с повышенными нагрузками.

Выбор радиатора охлаждения

Перед тем, как установить радиатор CVT, его необходимо выбрать. Важные характеристики и параметры:

Диаметр трубок. К примеру, на Mitsubishi Delica он 8 мм, на автомобиле Mazda CX-7 — 10 мм. Перед монтажом посмотрите, какой диаметр используется в вашей системе.

Производитель. Во избежание ошибок лучше поставить оригинальную деталь, которая рекомендуется брендом. Если ее нет в наличии, стоит отдать предпочтение продукции других производителей, выпускающих качественный товар. Пример — Hayden OC-1403 за 3550 р или Tranny Cooler.

Количество рядов

Важно, чтобы радиатор CVT был установлен свободно, а для этого учитывают его габариты. В продаже можно найти с 9-ти, 12-ти, 8-рядные и другие охладители

Производитель иногда меняет артикул или число рядов, поэтому эти моменты учитывают перед покупкой.

Форма. По этому показателю можно судить о возможности установки CVT радиатора в подходящее места. Лучше отдавать предпочтение прямоугольным, а не квадратным моделям, которые занимают меньше места.

Список запчастей для установки

Для самостоятельного монтажа покупают дополнительное оборудование:

  1. Термостат для контроля температуры масла в радиаторе CVT. Пример — 8-миллиметовый Mahle Behr. Его покупка обойдется в 3500 рублей.
  2. Крепежные хомуты системы охлаждения — 10 шт. Для 14,5 миллиметровой версии цена 410 рублей.
  3. Шланг ATF усиленный, устойчивый к высоким температурам (пример — GATES 5GTH внутренний с диаметром 8 мм). Цена — 1000 р.
  4. Защитная решетка для радиатора/капота — 450 р.
  5. Крепление (болты, уголки) — 500 р.
  6. Масло для доливки, 1 литр. Покупка обойдется около 1500 р.

Для удобства сведем расходы в таблицу, где общие расходы — 11360 рублей.

Номер п/пДетальЦена, рублей
1Радиатор охлаждения4000
2Термостат3500
3Крепежные хомуты410
4Шланг ATF1000
5Защитная решетка радиатора / капота450
6Крепление500
7Масло для доливки1500

Установка

После сбора всего необходимого приступают к монтажу радиатора CVT своими руками. Алгоритм действий приведен на примере Outlander XL рестайл. Устанавливают оборудование в два этапа.

Этап № 1 — подготовка:

Подготовить инструмент: емкость для слива масла, чистую ветошь, крестообразную отвертку, небольшую трещотку с удлинителем и головкой на «десять», плоскогубцы.
Снять аккумулятор и демонтировать установленную под ней площадку.
Демонтировать пистоны с накладки, которая находится возле капотного замка.
Убрать накладку, чтобы добраться до фишки, от которой отходит два разветвителя.
Снять крепления с подкрылков

В центральной части находится самое длинное крепление, а с правой и левой стороны простые фиксаторы.
Найти под номерным знаком заглушку и осторожно достать ее.
Выкрутить еще один болт на «десять».
Достать бампер. Лучше привлечь помощника, но можно сделать работу самому.
Демонтировать защиту, если она была установлена.

Этап № 2 — установка основного оборудования:

  1. Снять шланги теплообменника. Машину при этом прогревать не нужно.
  2. Закрыть отверстие болтом, чтобы избежать потери охлаждающей жидкости.
  3. Открутить болты теплообменника. Подставить емкость под низ для слива масла.
  4. Вытянуть фильтр и установить новый. Протереть посадочную плоскость влажной тряпкой.
  5. Выбрать место для установки радиатора CVT, зафиксировать его.

А вы бы справились с такой работой?
Нет 23.68%

Да 39.47%

Лучше не рисковать и привлечь мастеров 36.84%
Проголосовало: 38

Подключение

После установки всех элементов их подключают с помощью шлангов, устанавливают хомуты, зажимают их. Нужно убедиться, что система соединена, нет протечек. На завершающем этапе доливают масло до нужного объема, собирают все в обратном порядке.

Проверка работы радиатора

Завершающий этап — проверка результатов установки радиатора CVT. Здесь нужно контролировать температуру и какое давление поддерживается в системе.

Установка радиатора CVT — не самая простая работа, поэтому для ее выполнения лучше все-таки привлечь мастеров Jatco. Обращайтесь в «Центр по работе с вариаторами №1»: Москва 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург 8 (812) 223-49-01.

Статья помогла4Не помогла

Если c вариатором возникли проблемы, справиться помогут специалисты из «Центра по ремонту вариаторов №1». Получить дополнительную бесплатную консультацию и диагностику можно по телефонам: Москва — 8 (495) 161-49-01, Санкт-Петербург — 8 (812) 223-49-01. Принимаем звонки из всех регионов страны. Консультация бесплатная.

Устройство

Радиатор масляный автомобильный для АКПП состоит из следующих элементов:

  • Верхний бак.
  • Сердцевина.
  • Нижний бак.
  • Крепежи.

Основное назначение элемента – охлаждение поступающей в него жидкости. Обычно баки и сердцевина изготавливаются из латуни. Как показывает практика, этот материал имеет отличную теплопроводность и, соответственно, обладает высоким КПД.


Сердцевина состоит из тонких пластин, расположенных поперечно. Через них проходят вертикальные трубки. Они припаяны к пластинам и являются неразборными. Масло, проходящее сквозь сердцевину, расходится на множество потоков. Таким образом обеспечивается быстрое охлаждение большого объема жидкости. Радиатор масляный с АКПП соединяется при помощи патрубков. Обычно они изготавливаются из резины.

Теплообменник

Конструкция теплообменника для трансмиссионной жидкости может различаться в зависимости от конкретной модели автоматической коробки передач. В большинстве моделей теплообменник автоматической коробки передач располагается в корпусе радиатора двигателя. Подобная конструкция системы охлаждения коробки передач позволяет существенно упростить и повысить эффективность охлаждения трансмиссии. Отдельные модели используют увеличенные теплообменники, которые необходимы для обслуживания автоматических коробок передач с увеличенным количеством шестерёнок. Такие коробки передач предназначается в большей степени для мощных дизельных автомобилей, имеющих увеличенный крутящий момент.

Теплообменник АКПП

Автовладелец должен пристально следить за техническим состоянием системы охлаждения коробки передач. Загрязненный теплообменник может привести к существенному ухудшению эффективности охлаждения рабочей жидкости, а наличие загрязнений внутри корпуса теплообменника приведёт к падению давления внутри системы охлаждения. Именно поэтому рекомендуется не только производить регулярную замену смазывающей гидравлической жидкости в коробке передач, но и выполнять механическую очистку радиатора с теплообменником системы охлаждения. Последняя достаточно часто забивается грязью и пухом. Как результат эффективность охлаждения существенно уменьшается.

Проверка патрубков системы охлаждения

Не лишним будет при проведении сервисных работ проверить состояние патрубков системы охлаждения коробки передач. В процессе эксплуатации автомобиля такие патрубки могут терять свою эластичность и покрываться слоем отложений. Рекомендуется заменять патрубки системы охлаждения автоматических трансмиссий спустя 100 – 150 тысяч километров пробега. Тем самым вы сможете защитить себя от подтёков охлаждающей трансмиссионной жидкости, которые могут возникать при нарушении герметичности магистрали системы охлаждения.

Засорение теплообменника

При засорении теплообменника могут появляться остальные проблемы с работой гидротрансформатора. Появляется это в проблемах с переключением передач. Отмечается частичная или же полная блокировка работы гидротрансформатора. В данном случае автомобиль при смене режимов работы коробки передач управляющая автоматика будет глушить двигатель. В процессе эксплуатации автоматической коробки передач в охлаждающей жидкости скапливаются продукты износа, что в свою очередь может привести к заклиниванию клапана магистрали охлаждения. В данном случае риск выхода из строя автоматической коробки передач по причине перегрева возрастает. Именно поэтому необходимо следить за состоянием клапана и качеством охлаждающей жидкости.

Как чистить теплообменник?

Очистка теплообменника и замена охлаждающей жидкости не представляет какой-либо сложности. При должном опыте работы и при наличии специального оборудования вы с лёгкостью сможете провести очистку теплообменника самостоятельно. Вам необходимо отключить магистраль от системы охлаждения автоматической коробки передач. Трубка охлаждения акпп может быть отключена только на неработающей машине. К патрубкам радиатора подключаются шланги от аппаратуры очистки. Через теплообменник специальным аппаратом под высоким давлением пропускается активная жидкость, которая позволяет вымывать из теплообменника продукты износа, шлаковые отложения, сгустки старого масла. После этого вам необходимо отключить аппарат очистки и подключить к патрубкам теплообменника воздушный компрессор. Под высоким давлением теплообменник просушивается, после чего его можно подключать к системе охлаждения автоматической коробки передач.

Как продлить жизнь АКПП?

Роботы

Роботы можно разделить на две группы. Робот с одним сцеплением — это обычная «механика», у которой сцеплением и переключением передач управляет не водитель, а автоматика. Надежность такого агрегата в теории должна быть самой высокой среди АКП. Но практика это не подтверждает. Например, на редакционной Весте с роботом стояли уже три сцепления при пробеге меньше 45 тыс.км. Коробка Easytronic, которую устанавливали на Опели, мучили владельцев отказами по электронике. По скорости и комфорту переключения робот с одним сцеплением — худшая автоматическая коробка. Основное его преимущество — невысокая цена. Поэтому его ставят в основном на небольшие и недорогие автомобили.

Установка дополнительного радиатора

Проблемы с нагревом АКПП возникают у владельцев таких автомобилей, как Шевроле и ему подобных. Потому что рабочая температура двигателя у этих автомашин достигает 115 градусов. А коробка передач не имеет отдельного радиатора охлаждения масла автоматической КПП. В результате автомат автомобиля, еще не проездив свои законные 60000 километров, начинает пинаться, терять набор скорости, и автовладелец получает полуразрушенную коробку в ремонте.

В таком случае АКПП этого автомобиля спасет установка универсального радиатора АКПП. У машины перестанет нагреваться автомат, когда двигатель автомобиля набирает обороты выше положенных узлов, при которых трансмиссионная жидкость будет оставаться при оптимальной температуре. Увеличится длительность выработки механических деталей, а значит от ремонта и до ремонта автомобиль будет набирать положенное количество километража.

Дополнительные радиаторы подбираются после диагностики на СТО. Необходимо узнать насколько происходит прогрев в коробке, чтобы подобрать максимально точный аппарат.

Виды радиаторов:

НаименованиеКомпанияРазмер (мм)Объем двигателя (л)
Трубчатый, четырех-рядныйHayden, Tranny Cooler222х127х19До 2
Трубчатый, шестирядныйHayden, Tranny Cooler222х190х19До 3
Трубчатый, восьмирядный (требует установку термостата для эксплуатации в зимний период)Hayden, Tranny Cooler308х254х19Свыше 3
ПластинчатыйHayden, Long305х279х19До 6

Читать

Причины затягивания с переключением передач на АКПП и способы их устранения

Как установить своими руками

Установка дополнительного радиатора для охлаждения АКПП не займет много времени. И выполнить ее может обычный автолюбитель без обращения в СТО.

https://youtube.com/watch?v=eAlVs38N-IY

Внимание! В качестве дополнительного охлаждающего аппарата необходимо выбрать надежный и качественный прибор. Коротко о них было рассказано в предыдущем блоке

В комплекте с устройством должны продаваться специальные стяжки. К нему покупаются хомуты, переходники, а также специальные шланги, которые выдержат циркуляцию горячей трансмиссионной жидкости.

Установка проходит следующим образом:

  1. Снять передний бампер и левый воздуховод.
  2. Закрепить новый радиатор на охлаждающем устройстве для двигателя с помощью специальных стяжек. Место выбирать следует за решеткой охлаждающего устройства двигателя. От вентилятора он будет обдуваться воздухом.
  3. На трубы, диаметр которых может варьироваться от 3, 8 до 10 мм, надеваются шланги и плотно крепятся хомутами.
  4. Присоединить армированные шланги к заводским через специальные переходники. Если покупать их дорого для автовладельца, то можно попросить друга-токаря выточить переходную трубку.
  5. Долить трансмиссионную жидкость, чтобы полностью заполнить систему маслом.

Дополнительно к радиатору для АКПП можно поставить и термостат. Он поможет охлаждать систему не всегда, а именно в нужный момент.

Внимание! Термостат может заклинить. Тогда ни от него, ни от дополнительного радиатора толку не будет

Более подробно о том, как установить дополнительный радиатор на видео:

Дополнительный термостат

Установка термостата позволит радиатору охлаждения масла АКПП регулировать температуру. Помимо этого, термостат является плюсом при следующих условиях окружающей среды:

  • в зимнее время улучшает прогрев автомата;
  • в летнее время лучше охлаждает масло в коробке.

Принцип действия термостата описан в таблице:

РежимыТемпература маслаКруг работы
ШтатныйДо 75 градусовМалый круг циркуляции. Второй аппарат не зайдествован.
УсиленныйУдержание температуры между 75 и 85 градусамиБольшой круг циркуляции. Задействуется дополнительный радиатор охлаждения АКПП

Читать

Как управлять автоматической коробкой передач

Термостат

Ставить радиатор нужно! Однако установка должна быть правильной! Охлаждение должно происходить в нужный момент, а не всегда.

Что я имею в виду – вместе с дополнительным охлаждением, желательно воткнуть в систему и дополнительный термостат.

«Для чего?» — спросите вы. Да все просто, термостат открывает подачу масла, только тогда когда оно нагревается до определенной температуры, скажем в 75 градусов. А пока прогрева нет, масло циркулирует по малому кругу, то есть в «штатном». Когда масло нагрелось до 70 – 75 градусов (иногда до 80), термостат открывает большой круг, через наш установленный внешний радиатор, таким образом, не позволяя ATF жидкости нагревать больше, сохраняя значение в 70 – 85 гр.

Что нам дает установка термостата:

  • Улучшенный прогрев зимой
  • Улучшенное охлаждение летом
  • Регулировку температуры

Собственно это вся информация. Давайте подведем дополнительный итог — по перегреву, дополнительному радиатору и увеличению срока службы АКПП.

Если у вас нету дополнительного радиатора охлаждения для автомата, то его желательно установить — тем самым вы продлите срок службы АКПП, а также (иногда) уберете подергивания и толчки трансмиссии. Однако ставить его нужно с термостатом, для сбалансированного режима, то есть учитываем не только лето, но и зиму. Таким образом, мы увеличиваем срок службы АКПП, как минимум на 30 – 40%, есть над чем подумать.

Сейчас видео версия, кто запутался в тексте, там более подробно.

На этом заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ.

Похожие новости

  • Не включаются передачи. Проявляется на заведенном двигателе – ос…
  • Режим паркинг АКПП. Принцип работы, как это устроено в «автомате…
  • Нужно ли менять масло в механической коробке передач. НА таких а…

ZF center › Блог › Система охлаждения АКПП. Устройство. ч.1 «О чём говорят мужчины»(с)

Добрый день, Уважаемые читатели нашего блога! Эта статья продолжает серию материалов по мотивам популярных тем и вопросов, которые часто обсуждают на форумах в интернете, а так же задают по телефону нашим специалистам.

Мы планируем в доступной и понятной форме отвечать на самые частые вопросы пользователей, которые касаются устройства, эксплуатации и обслуживания автоматических коробок передач.

Итак, о чем часто говорят/спрашивают мужчины-владельцы автомобилей с автоматическими коробками.

Вопрос дня звучит так: охлаждение акпп / что, у акпп есть охлаждение? / мне советуют дополнительный радиатор для коробки — это надо? /поломки из-за перегрева… это про что?/ производитель всё предусмотрел — не мешайте машине работать… и т.д. и т.д.

Вопросы по устройству системы охлаждения акпп, перегреву, доп.радиаторам и т.д. — мы собрали вместе и решили в нескольких частях познакомить читателей нашего Блога с устройством системы охлаждения акпп, осветить вопросы перегрева и дополнительного охлаждения. В рамках одной статьи — слишком много информации. Подготовим несколько материалов, чтобы было проще «усваивать материал» :).

Итак, в первой части — покажем схему устройства системы охлаждения акпп, основные конструктивные особенности системы охлаждения АКПП

Большинство гидромеханических кпп (будем говорить именно про самый распространенный тип акпп) — имеют похожую внутреннюю гидравлическую схему. Посмотрите на схему. Схема максимально упрощена для общего понимания).

Масло в корпусе АКПП — находится в поддоне. При работе коробки, масло засасывается насосом через фильтр и поступает в гидро-распределитель («гидроблок»). Гидроблок распределяет масло — в испольнительные механизмы АКПП, в Гидротрансформатор.

Масло в ГТ — достаточно сильно нагревается и требует дополнительного охлаждения. Горячее масло из гидроблока — по отдельной линии — поступает во внешний охладитель (про конструкции охладителя -далее). Их внешнего охладителя — охлажденное масло -возвращается в коробку и поступает на смазку валов внутри коробки. И далее -сливается в поддон. Примерно так выглядит общая схема движения масла внутри акпп.

На что Важно обратить внимание. В любой коробке — есть внешний охладитель, задача которого — снижать температуру масла в акпп. Температура масла — один из критически важных параметров

Основная проблема в том, что при существенном перегреве — заметно снижается срок жизни масла, масло деградирует. Обратите внимание — масло для смазки подшипником валов — поступает после охладителя, максимально охлажденное

Температура масла — один из критически важных параметров. Основная проблема в том, что при существенном перегреве — заметно снижается срок жизни масла, масло деградирует. Обратите внимание — масло для смазки подшипником валов — поступает после охладителя, максимально охлажденное.

Далее — покажем для понимания — как устроен внешний охладитель и что такое подшипники валов.

Есть несколько основных схем внешнего охладителя.

Вариант 1 — Теплообменник, встроенный в основной радиатор охлаждения.

В одном из бачков радиатора охлаждения двигателя — встроен маленький радиатор по которому проходит масло акпп. Масло К и ОТ радиатора — подводится по трубкам. Проходя по своему радиатору, масло отдаёт температуру охлаждающей жидкости двигателя. Такая конструкция теплообменника — усложняет и удорожает конструкцию основного радиатора, появляются длинные дополнительные трубки от акпп к радиатору. В некоторых моделях — при протечке штуцера — может приводить к смешиванию масла АКПП и антифриза!

Вариант 2. Отдельный вынесенный теплообменник

. Две трубки — от АКПП, а две трубки — от системы охлаждения двигателя. Внутри теплообменника жидкости не соприкасаются

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий