Как проверить гидротрансформатор АКПП
Существует несколько стандартных процедур, с помощью которых можно косвенно определить состояние гидротрансформатора автоматической трансмиссии. Полное истинное состояние можно определить лишь при демонтаже указанного узла и его детальной диагностике.
Проверка сканером
Первое, что нужно сделать чтобы определить неисправность гидротрансформатора — это просканировать автомобиль на наличие ошибок специальным диагностическим сканером. С его помощью можно получить коды ошибок, и в соответствии с ними уже предпринимать конкретные ремонтные действия. Такое сканирование поможет выявить ошибки не только гидротрансформатора, но и других систем автомобиля (при наличии ошибок). Это позволяет оценить состояние трансмиссии в целом, и ее отдельных деталей в частности.
Стоп-тест (stall-test)
Косвенную проверку можно сделать и без использования «умной» электроники. Например, в мануалах многих автомобилей можно встретить такой алгоритм как проверить работу гидротрансформатора:
- проверку необходимо проводить на хорошо прогретом двигателе и трансмиссии, особенно, если тестирование выполняется зимой;
- запустить двигатель и установить холостые обороты (около 800 оборотов в минуту);
- включить ручной тормоз, чтобы зафиксировать машину на месте;
- нажать до упора педаль тормоза;
- включить на рычаге трансмиссии режим езды D;
- выжать до упора вниз педаль акселератора;
- на тахометре необходимо следить за показаниями оборотов, у различных машин максимальное значение должно быть приблизительно от 2000 до 2800 оборотов в минуту;
- подождать 2…3 минуты на нейтральной скорости с тем, чтобы охладить коробку передач;
- повторить аналогичную процедуру, но предварительно включив заднюю скорость.
У большинства автомобилей нормальные обороты от 2000 до 2400, точную информацию для своей машины необходимо уточнять. По результатам показаний тахометра можно судить о состоянии гидротрансформатора. Для этого воспользуйтесь усредненными данными, приведенными далее:
- Если частота вращения коленвала превышает норму незначительно – имеет место проскальзывание одного или нескольких фрикционов по причине — например — низкого масляного давления, или износа фрикционных накладок;
- Если частота вращения коленвала существенно превышает норму – возможно пробуксовывает фрикционный пакет или имеется мех. повреждения в гидротрансформаторе или масляном насосе АКПП;
- Если частота вращения коленвала меньше нормы – возможна неисправность двигателя — падение мощности (по разным причинам);
- Если частота вращения коленвала существенно меньше нормы – возможен выход из строя элементов гидротрансформатора или серьёзная неисправность мотора;
К сожалению, самостоятельная диагностика автовладельцем состояния гидротрансформатора ограничена. Поэтому при появлении описанных выше симптомов и выполнения стоп-теста рекомендуется обратиться за выполнением детальной диагностики в автосервис, где проверят снятый гидротрансформатор АКПП.
Составные части гидротрансформатора и их предназначение
Гидротрансформатор в разрезе
Гидротрансформатор представляет собой модернизированную версию типичной гидромуфты, которая состоит из корпуса и двух турбин в гидравлической жидкости. Модернизация заключается в появлении нового элемента в виде статора. Типичная гидромуфта предназначена исключительно для передачи крутящего момента от одного элемента к другому. В случае с автоматической коробкой это передача крутящего момента от двигателя к приводу. Статор гидротрансформатора позволяет изменять характеристику накопителя в периоды высокого проскальзывания, производя увеличение выходного крутящего момента.
В гидротрансформаторе есть по крайней мере три вращающихся элемента: рабочее колесо, которое механически приводится в движение первичным двигателем, турбина, приводящая в движение нагрузку и статор, который расположен между крыльчаткой и турбиной, так что он способен изменять поток масла, возвращающийся от турбины к крыльчатке. Все эти элементы способны стать причиной неисправности гидротрансформатора и автоматической коробки передач в целом. Плюс ко всему, многие автомобильные преобразователи имеют такой элемент как муфта блокировки. Ее роль заключается в блокировке турбины с рабочим колесом и результатом работы становится исключительно механическая передача мощности, что в свою очередь устраняет потери связанные с гидравлическим приводом.
Распространенная причина пробуксовки механической коробки передач: изношенное сцепление
Если вы думаете, что ваше сцепление начинает пробуксовывать, вы можете провести небольшой тест. Поставьте свой автомобиль на третью передачу и попробуйте начать, как обычно, как на первой передаче. Если ваше сцепление работает должным образом, его полное отключение должно остановить автомобиль.
https://www.youtube.com/watch?v=Z3ck1MSxpeM
Однако, если сцепление пробуксовывает, обороты двигателя возрастут, автомобиль начнет медленно двигаться, и вы почувствуете запах горящей бумаги, выходящей из моторного отсека. Когда сцепление начинает буксовать, вы почувствуете его запах. Это похоже на запах перегретых тормозов.
Существует много причин, по которым сцепление пробуксовывает, но наиболее распространенная причина заключается в том, что сцепление изношено. Диск сцепления может работать от 20 000 до 200 000 миль – все зависит от того, как вы едете, – но, как и тормозная колодка, это расходный материал, и в конечном итоге он будет израсходован.
Если диск сцепления изношен, его необходимо заменить, как правило, вместе с диском сцепления и одним или двумя подшипниками. Если вы вовремя не замените изношенное сцепление, вам, возможно, придется заменить маховик (большой кусок металла рядом с ним).
Ездить на сцеплении, то есть оставлять ногу на педали сцепления, когда вы ею не пользуетесь, действительно можно быстро съесть диск сцепления, особенно если вы едете в холмистой местности. Просто быть новичком и научиться использовать сцепление в первый раз может вызвать большой износ. Обучение вождению на стандартной трансмиссии может в конечном итоге стоить вам денег, если вы не освоитесь с этим быстро.
С другой стороны, сцепление буксует по причинам, не связанным с износом или неправильным использованием. Если в уплотнении вашего первичного вала течет трансмиссионное масло на диск сцепления, это может привести к проскальзыванию и пробуксовке сцепления.
Другая распространенная причина пробуксовки сцепления – неисправная или поврежденная нажимная пластина. Нажимной диск управляется пружиной высокого напряжения. Если по какой-либо причине давление не распределяется равномерно по диску сцепления, сцепление начнет буксовать.
Я ценю ваши вопросы!
Есть много возможных причин пробуксовки трансмиссии, и я не мог бы охватить все из них выше. Если у вас есть какие-либо вопросы, просто оставьте их в поле для комментариев ниже.
Что нужно помнить про АКПП
Ребята я много раз говорил и сейчас повторяю, автоматическая коробка передач, создана только для одного. ДЛЯ КОНФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ ЕЗДЫ, по хорошим расчищенным дорогам. Она не подходит для бездорожья, для борьбы со снежными заносами и грязью. Любое ваше через мерное «буксование», сказывается на ресурсе автомата отрицательно! Это просто нужно запомнить как данность!
Если зимой мы ничего с вами поделать не можем, ну такой у нас климат. То вот лезть осознанно в грязь и «бороть бездорожье», для меня это сверх понимания. Конечно, сейчас есть люксовые внедорожники, причем и с автоматами, но на них в грязь лезть очень не хочется, ибо стоят они очень дорого. А также не рассчитаны они для этого, пусть там и куча всевозможных блокировок и «электронных помощников». Если вы встали в очень сложной «топи» и буксуете вот уже несколько десятков минут, у вас на табло автомобиля обязательно выйдет значок с перегревом АКПП. Он может в принудительном порядке, отключить вашу трансмиссию, и вы с этим ничего не сделаете. Все это делается для того, чтобы вы прямо здесь не «угробили» ее (хотя про полный привод будет чуть ниже).
Так что автоматы (в большом применении), это городская трансмиссия, еще раз подчеркиваю созданная для города, ну максимум для победы над заснеженным двором, но не больше.
Автоматическая трансмиссия это очень сложный агрегат, здесь от двигателя передается при помощи давления (или если по-научному, при помощи трения) жидкости. Почитайте , в ней про сцепление АКПП. Если кратко, то два направленных друг на друга диска заключенные в гидротрансформатор, передают момент от двигателя к трансмиссии – один начинает вращаться и создавать давление жидкости, при помощи которого начинает вращаться и второй, как бы все элементарно.
Но такое строение является прямым источником тепла, я бы даже сказал избыточного тепла, вот почему должна быть очень качественной и не пригорать. Вторым звеном, которое нагревает масло внутри, являются фрикционные диски, они он вращения также способны перегреваться.
Вот почему на современных АКПП, сейчас ставят радиатор охлаждения жидкости, это обязательно! Он забирает тепло, которое образуется внутри и рассеивает его снаружи, за счет обдува набегающего воздуха, а также от вентилятора основного радиатора охлаждения двигателя (обычно крепится рядом с ним). Ведь даже пробки, без особых буксований, могут разогреть автомат достаточно сильно, а вы стоите на месте, вот и включается обдув, чтобы избавить автомат от лишнего тепла.
Теперь давайте представим буксование в снегу или грязи, что у нас происходит?
Вы стоите на месте – машина буксует, давление и трение жидкости внутри гидротрансформатора – БЕШЕННОЕ, также температуры докидывают фрикционные диски. От этого жидкость внутри закипает! Обдува нет, машина стоит на месте, вентилятор двигателя включается, но он не способен рассеять такое количество выделяемого тепла. То есть внутри происходит обычное кипение. Правда хочется оговориться — это когда реально долго буксуете, скажем больше 15 минут, постоянно без отдыха.
Почему это губительно для АКПП:
- Очень сильно страдает гидротрансформатор, от высоких температур, его попросту может покоробить, ведь он не только разогревается, на него еще и действует давление. Лично видел, что ломало лопасти.
- Фрикционные диски. Как мы уже с вами , они делятся на два типа – металлические и мягкие, обычно сделанные из прессованной и пропитанной бумаги (проще говоря — картона). Для них высокие температуры (закипание), очень губительны, они начинают банально распадаться. Иногда даже прилипают к металлическим дискам. А это уже 100% ремонт.
- ATF жидкость, она также имеет предел. После того как она закипела, если температура продолжает расти, она начинает «пригорать», как собственно все масла (даже двигателя). А после того как это произошло, она теряет свои свойства для смазки и начинает густеть, а в самых сложных случаях выпадать в осадок. Тем самым мало того что коробка, эффективно не смазывается, так еще жидкость начинает забивать все каналы, например радиатор охлаждения, гидроблок, масляный насос.
Вот вам и ответы, на все ваши вопросы. Именно поэтому многие производители устанавливают сигнализирующие системы на панель приборов, которые в принудительном порядке могут отключить вашу трансмиссию, когда вы через-чур буксуете! Как я считаю это очень правильно! Автомобиль сохраняет свой узел сам.
Причины неисправности
Гидротрансформатор — устройство не очень сложное, однако в процессе эксплуатации автоматической трансмиссии он изнашивается и постепенно выходит из строя. Перечислим, какие именно системы могут поломаться, и по каким причинам.
Фрикционные пары
Внутри гидротрансформатора есть так называемая блокировка, которая, по сути является элементом автоматического сцепления. Механически работает она схоже с классическим сцеплением МКПП. Соответственно, имеет место износ фрикционных дисков, их отдельных пар, либо всего комплекта. Кроме этого, элементы износа фрикционных дисков (металлическая пыль) загрязняют трансмиссионную жидкость, из-за чего могут забиться каналы, по которым проходит жидкость. Из-за этого падает давление в системе, а также страдают другие элементы автоматической трансмиссии — гидроблок, радиатор охлаждения и прочие.
Лопатки лопастей
Металлические лопатки под воздействием высоких температур и наличия в трансмиссионной жидкости абразива также со временем изнашиваются, и добавляют в масло еще больше металлической пыли. Из-за этого снижается эффективность работы гидротрансформатора, снижается общее давление жидкости в системе трансмиссии, ну а из-за грязной жидкости растет перегрев системы, изнашивается гидроблок, увеличивается нагрузка на всю систему. В самых худших случаях возможна полная поломка одной или нескольких лопастей на крыльчатке.
Разрушение сальников
Под воздействием горячей и загрязненной жидкости АТФ увеличивается нагрузка на резиновые (пластмассовые) сальники-уплотнители. Из-за этого страдает герметичность системы, и возможна утечка трансмиссионной жидкости.
Блокировка гидротрансформаторов
На старых коробках-автомат блокировка (сцепление), у которых управление им было механическое, непосредственно блокировка срабатывала реже, только на высших передачах. Поэтому ресурс таких коробок был выше, а интервал по замене трансмиссионной жидкости — больше.
На современных же машинах блокировка срабатывает, то есть, гидротрансформатор блокируется на всех передачах, а специальный клапан регулирует силу его прижатия. Так, при плавном разгоне блокировка включается частично, а при резком — она включается практически сразу. Делается это для снижения потребления топлива, а также для увеличения динамических характеристик машины.
Одна другая сторона медали в данном случае заключается в том, что в таком режиме работы значительно возрастает износ закладок блокировки. В том числе быстро изнашивается (загрязняется) трансмиссионная жидкость, в ней появляется много мусора. С увеличением пробега плавность блокировки падает, а при разгоне или при обычной езде машина начнет немного дергаться. Соответственно, масло в АКПП нужно менять примерно на 60 тысячах километров пробега, поскольку в зону риска попадает уже вся система автоматической трансмиссии.
Износ подшипников
В частности, опорных и промежуточных, между турбиной и насосом. При этом обычно слышится хруст или свист, издаваемый непосредственно упомянутыми подшипниками. Особенно хрустящие звуки слышны при наборе скорости, однако при выходе машины на стабильную скорость и нагрузку звуки обычно пропадают, если подшипники не изношены до критического состояния.
Потеря свойств трансмиссионной жидкости
Если жидкость ATF находится в системе трансмиссии уже давно, то она чернеет, густеет, в ее составе появляется много мусора, в частности, металлической крошки. Из-за этого страдает и гидротрансформатор. Особенно критична ситуация, когда жидкость не только теряет свои свойства, но и падает ее общий уровень (количество в системе). В таком режиме гидротрансформатор будет работать в критическом режиме, при критических температурах, что значительно снижает его общий ресурс.
Обрыв соединения с валом АКПП
Это критическая поломка, которая, правда, случается крайне редко. Заключается она в том, что происходит механический обрыв шлицевого соединения турбинного колеса с валом коробки-автомат. В этом случае движение автомобиля в принципе невозможно, поскольку от двигателя на АКПП крутящий момент не передается. Ремонтные работы заключаются в замене вала, восстановлении шлицевого соединения либо же полной замене гидротрансформатора в критических случаях.
Поломка обгонной муфты
Внешним признаком поломки обгонной муфты АКПП будет ухудшение динамических характеристик машины, то есть, она будет хуже разгоняться. Однако без дополнительной диагностики невозможно точно установить, что виновата в этом именно обгонная муфта.
Как исправить пробуксовку
Не всегда нужна помощь автомастера. Почему буксует сцепление мы выяснили, осталось заняться исправлением неполадок. Все зависит от навыков автолюбителя и от наличия подходящего инструмента. Полностью менять всю КПП не придется.
Регулировка троса
Как отрегулировать сцепление с механическим приводом? Пробуксовку исправляют при помощи болта. Ищите болт с контргайкой на конце металлического троса, он нам и нужен. Гайка отвечает за ход педали. Он должен быть не менее 12–13 сантиметров. Откручивая регулятор против часовой стрелки можно увеличить ход. Если закручивать болт по часовой, амплитуда уменьшится. Перед самостоятельной починкой пробуксовки прочитайте инструкцию по ремонту механизма на своем авто. Устройство коробок отличается, поэтому нельзя дать универсального совета.
Регулировка гидравлического привода
Как избавиться от пробуксовки гидравлического сцепления? С помощью винта-упора с контргайкой (1) нужно установить удобное верхнее положение крайней левой педали. Контргайка на штоке главного цилиндра (2) отвечает за свободный ход педали. Его величина не должна превышать 5–10 мм.
Грязь на фрикционном диске
Причиной появления загрязнений может быть неаккуратная езда. Земля и снег создают на поверхности пленку, накладка проскальзывает. Проверьте сальники двигателя — они часто становятся причиной того, почему буксует автомобильное сцепление. После продолжительной эксплуатации, накладки дисков подгорают. Значит подгоревшие элементы не передают достаточного усилия для плавного разгона. Чтобы исправить проблему, протрите фрикционный диск бензином или керосином. Если пробуксовка не исчезла после сушки, обращайтесь в мастерскую или меняйте фрикционные накладки своими силами.
Истертая поверхность маховика
В маховике есть специальный паз под ведомый диск. Длительная эксплуатация растачивает отверстие, ввиду чего ухудшается трение. Износ часто неравномерен, нестыковки появляются в случайных местах. Проблема может скрываться в частом перегреве детали. Повышенные температуры часто вызваны экстремальной ездой. Смазка на перегретых деталях быстро засыхает.
Маховик со следами выработки и трещинами
Чтобы восстановить функции маховика самостоятельно, не нужно много понимать в механике. Изношенный маховик можно отшлифовать и отполировать до блеска. Тогда он проживет еще некоторое время. Сама процедура займет не больше часа. Если есть глубокие следы деградации, маховик надо менять.
Прогоревшие фрикционные накладки
Материал накладок очень выносливый, но от постоянных пробуксовок быстро изнашивается. Изношенные накладки уменьшают толщину диска, из‐за чего снижается сила трения. Избавиться от причины пробуксовки можно только в автомастерской.
На фрикционных накладках накопилось масло? С проблемой можно справиться самостоятельно. Снимите корзину и протрите все детали бензином или керосином. Сильно изношенный ведомый диск придется заменить — он влияет на состояние накладок больше всего. Маховик перед обратной сборкой также стоит протереть и дать ему высохнуть.
Деформация и фрагментация лопаток гидротрансформатора
Деформация и фрагментация лопаток так же не является частым явлением, но при резкой нагрузке или чрезмерном нагреве преобразователя лопатки насоса или турбины могут деформироваться, отделиться от их ступиц или колец, и могут разбиться на фрагменты. По крайней мере, такой отказ приведет к значительной потере эффективности, вызывая симптомы, аналогичные (хотя и менее выраженные) тем, которые сопровождают отказ муфты статора. В крайнем случае произойдет катастрофическое разрушение преобразователя. Ремонт в таком случае зависит от степени повреждения вплоть до полной замены гидротрансформатора.
Ремонт гидротрансформатора АКПП своими руками
Ремонт гидротрансформатора АКПП выйдет не дороже, чем покупка бывшей в употреблении коробки. Чтобы провести его понадобятся:
- яма или эстакада;
- гаечные ключи и ремкомплекты;
- кран для снятия АКПП;
- оборудования для тестов;
- подъемник;
- масло;
- новое фильтрующее устройство.
Чтобы отремонтировать гидротрансформатор нужно снять АКПП из авто и полностью демонтировать ее. Вытащить гидротрансформатор и установить его на специальный станок, на котором аккуратно разрезать корпус по шву и разъединить на две части.
Эксперты не рекомендуют проводить ремонт гидротрансформатора самостоятельно. А также не советуют заливать в него различные очищающие жидкости. Так как они помимо спекшегося масла и нагара разрушают уплотнители, сальники и другие резиновые прокладки.
Опытные механики запрещают использовать старые сальники и уплотнительные кольца. Хоть они не использовались, но срок жизни их вышел. Так как резина со временем ссыхается, лопается. Незаметные микротрещины на таком установленном сальнике могут привести в будущем к полной замене устройства.
Читать
Регулировка и промывка гидроблока АКПП al4: замена клапанов и соленоидов
После завершения всех работ с ремонтом гидротрансформатора АКПП рекомендуется установить в коробку и провести балансировку. В противном случае нарушенный баланс убьет все механические детали АКПП.
Сварка корпуса обязательна. Это делается для герметичности аппарата.
Стоимость ремонта гидротрансформатора в крупных городах РФ начинается от 4 тысяч рублей. Поэтому, если машина не двигается, и друг посоветовал купить контрактную АКПП, то не стоит сразу покупать ее. Восстановление может обойтись намного дешевле.