Что такое вязкость моторного масла: на что влияет

Как выбирать моторное масло?

Основными критериями при выборе технические показатели:

  • тип – синтетические, полусинтетические и минеральные;
  • сертификация моторных масел по степени вязкости (SAE);
  • классификация по эксплуатационным качествам (API и ACEA);
  • классификация по стандартам качества ILSAC.

В нашей статье вы подробно узнаете об особенностях и преимуществах жидкостей различных категорий и научитесь читать этикетку смазочного материала правильно.

Синтетические моторные масла считаются одними из лучших, а минеральные – более доступными. Полусинтетические сочетают в себе сильные стороны масел двух предыдущих категорий

Но при выборе важно учитывать не известность бренда и стоимость, а другие, более важные технические параметры

Сравнительная таблица классификации смазочных материалов поможет разобраться, какой вариант подходит именно вашему автомобилю:

МинеральныеПолусинтетическиеСинтетические
Получены из базовых масел, обогащены химическими присадками для повышения производительности двигателя. Смесь минеральных и синтетических материалов с повышенной стойкостью к окислению. Работают в сложных температурных условиях.Получены в результате переработки или в условиях лабораторий с добавлением присадок высокого качества. 
Подходят для автомобилей, которые используются ежедневно для регулярных поездок за пределы города на умеренной скорости. Подходят автомобилям и всем типам транспортных средств, работающих в городской среде и в условиях скоростной езды.Разработаны для улучшения защиты и продления срока службы двигателя. Снижают трение и понижают расход топлива. 

У синтетических масел однородные молекулы, а у минеральных – неоднородные. В случае с первыми трение умеренное, а в случае со вторыми – повышенное. Вот как работает синтетическое моторное масло в двигателе и какие преимущества обеспечивает механизму:

Особенности Свойства Преимущества 
Повышенный индекс вязкостиОптимальная толщина масляной пленки при высоких и при низких температурах.Снижение преждевременного износа деталей ДВС даже при экстремальных температурах. 

Низкотемпературные

эксплуатационные

характеристики

Сохранение текучести при пуске ДВС в условиях максимально низких температур.Быстрое поступление смазочного материала к важным частям ДВС. Снижение износа при пуске. 
Низкая испаряемость Минимальный расход масла.Экономия на доливках смазочного материала.
Низкий коэффициент тренияРавномерная молекулярная структура. Снижение внутреннего коэффициента трения.Повышение эффективности ДВС и снижение температуры смазочного материала.
Усиленное термоокислениеЗамедление процесса старения масла при контакте с молекулами кислорода.Стабильные параметры вязкости и температуры. Минимальное образование нагара и отложений.

Также, для примера приведены сравнительные графики, с учетом течения времени в моточасах, некоторых параметров для синтетических и минеральных масел (кинематическая вязкость, щелочное и кислотное число):

Перечисленные особенности, свойства и преимущества синтетических смазочных материалов делают их наиболее востребованными как для новых, так и для б/у двигателей автомобилей разных производителей. Выбирать полусинтетические либо минеральные масла следует в том случае, если они рекомендованы производителем. 

Ингибиторы окисления

(антиокислительные присадки). В процессе работы масло в двигателе постоянно подвергается воздействию высоких температур, кислорода воздуха и окислов азота, что вызывает его окисление, разрушение присадок и загущение. Противоокислительные присадки замедляют окисление масел и неизбежно следующее за ним образование коррозионно-активных осадков. Принцип их действия заключается в химической реакции при высоких температурах с продуктами, вызывающими окисление масла. Делятся на присадки-ингибиторы, работающие в общем объеме масла, и на термоокислительные присадки, выполняющие свои функции в рабочем слое на нагретых поверхностях.

Сертификация и допуски

В стандартах API и ASEA  выставлены  самые базовые требования, которые согласованы между собой всеми изготовителями моторных масел и присадок, а также заводами – изготовитетелями автомобилей. В виду того, что устройство моторов различных автомобилей различных брендов различаются между собой соответственно и требования к маслам выставляются разные. Поэтому некоторые изготовители разработали и утвердили свои собственные стандарты  допусков , которые как бы дополняют ASEA Это такие производители как VW, Mercedes-Benz, Ford, Renault, BMW, GM, Porsche и Fiat . Такие производители обычно рекомендуют определенные, чаще всего разработанные этой же компанией, моторные масла, о чем обязательно указывают  в инструкции об эксплуатации автомобиля.

Рассмотрим основные виды:

Допуски концерна VAG для легковых машин

VW 500.00 —  указывает на  энергосберегающее моторное масло (SAE 5W-30, 10W-30, 5W-40, 10W-40 и др.), VW 501.01 — всесезонное масло для бензиновых двигателей,  произведенных до 2000 года, а VW 502.00 — для турбированных.

Допуск VW 503.00 говорит о том,  что масло предназначено для  с вязкостью SAE 0W-30 и с увлеченным интервалом замены (до 30 тыс. км), а если выхлопная система с трехкомпонентным нейтрализатором, то в мотор такого автомобиля  заливают масло с допуском VW 504.00.

Для марок Фольксваген, Ауди и Шкода с дизельными моторами, существует категория  масел с допусками VW 505.00 для моторов TDI, выпускавшихся до 2000 года; VW 505.01 предназначенное  для двигателей PDE с насос-форсункой.

Моторное масло с допуском VW 506,0 является энергосберегающим с классом вязкости  0W-30. У него удлиненный интервал замены и рекомендован для использования в дизельных моторах с годом выпуска 2002 и позднее. Для турбированных двигателей используется масло VW506.01 с таким же увеличенным промежутком между заменами.

Допуски для легковых автомобилей Mersedes

Бренд Mersedes – Benz также пользуется своими допусками. Моторное масло МВ 229.1 изготовляется специально для бензиновых и дизельных моторов, собранных позднее 1997 года. Допуск МВ 229.31  обозначает то, что к этому классу масла выдвинут ряд дополнительных требований, таких как ограничение содержания в составе серы и фосфора. Существует масло с увеличенным сроком службы и имеет номерной допуск МВ 229.5, оно является энергосберегающим.

Допуски моторного масла  BMW

Маркировкой BMW Longlife-98 обозначаются моторные  масла, производимые  для заливки в двигатель автомобилей  выпускаемых  на рынок позднее 1998 года. Для него предполагается  увеличенный сервисный интервал замены. Полностью идентичен с маслами, соответствующими стандартам  ACEA A3/B3. Для автомобилей, собранных в 2001 году рекомендуется использование  масла с допуском BMW Longlife-01. Допуск  BMW Longlife-01 FE говорит о том, что это моторное масло можно использовать в тяжелых условиях работы, . BMW Longlife-04 допущен к применению в современных моторах концерна BMW.

Допуски моторных масел Renaut

Первые допуски этого французского концерна были введены в 2007году. Renault RN0700  введен в 2007 г. и полностью выполняет требования : ACEA A3/B4 или ACEA A5/B5. Renault RN0710 выполняет требования по ACEA A3/B4. Допуск RN0720 разработан для эксплуатации в дизельных моторах самого  последнего поколения с сажевыми фильтрами.

Допуски моторных масел Ford

Допуск Ford WSS-M2C913-A, полностью соответствующий стандартам SAE SW – 30 предназначен  для первичной и сервисной замены. Это масло отвечает всем требованиям по ILSAC GF-2, ACEA A1-98 и B1-98 и специальным запросам концерна  Ford.

Масло с допуском Ford M2C913-B, также полностью соответствующее всем требованиям,  предназначается для первичной заливки или сервисной замены в бензиновых и дизельных двигателях.

Допуск Ford WSS-M2C913-D был установлен  в 2012 годуэти масла  рекомендуютмя  для всех дизельных моторов Ford, за исключением моделей Ford Ka TDCi, выпущенных до 2009 года и двигателей, выпущенных между 2000 и 2006 годами. Такое масло считается энергосберегающим и допускает возможность удлиненного  интервал замены и заправку био-дизельным или высокосернистым топливом.

Масло с маркировкой  Ford WSS-M2C934-A говорит о том, что допустим увеличенный интервал замены  и  оно предусмотрено  для заливки в автомобили с дизельным двигателем и сажевым фильтром (DPF).Масло, соответствующее спецификации Ford WSS-M2C948-B, основано на классе ACEA C2 (для бензиновых и дизельных двигателей с катализатором). Данный допуск требует масла с вязкостью 5W-20 и сниженным сажеобразованием.

Как определить вязкость масла при определенной температуре по индексу вязкости


Это непостоянная величина, зависящая от температуры внутри двигателя, доходящей до +150°С. Определение кинематической, динамической кривой, устанавливается лабораторным способом. При этом для каждой формулы показатели различаются. Определение густоты смазки по ее индексу, в полевых условиях неприменимо – присутствует большое количество второстепенных факторов, влияющих на результат. Добавляет сложности наличие присадок и загустителей. Однако примерным ориентиром может стать численный показатель ИВ. Присутствует прямая зависимость, чем выше цифра, тем меньше плотность зависит от колебаний температур. Иными словами, автомасло с индексом 170 будет более стабильно сохранять густоту, чем аналог с отметкой в 90 единиц.

Виды масел и присадок

Масла по составу делятся на три вида: минеральные, полусинтетическое и синтетическое. По сути все масла – это базовая основа с добавлением присадок. В случае с минералкой база является продуктом перегонки мазута. Синтетика – синтезированные составы, произведенные с использованием различных технологий. Полусинтетика – смесь двух этих категорий, где синтетика и минералка могут быть в разных пропорциях.

Минеральные масла имеют самую низкую стоимость, но при этом и самую низкую стабильность. Присадки в них быстро выгорают, а само масло может быть полностью стабильно только при комнатной температуре, при рабочих температурах ведет себя непредсказуемо. Потому производители масел все больший упор делают на производство синтетических и полусинтетических составов. Минеральные масла актуальны только для очень старых автомобилей, которые «и так все съедят». Но при этом интервал замены масла нужно уменьшить, по причине уже названного быстрого выгорания присадок.

Синтетика и полусинтетика подходят для современных двигателей, могут использоваться для длинных интервалов замены. Разница между ними заключается в цене и эксплуатационных качествах: синтетика стабильней, но и дороже. Так что в этом случае выбираем в большей степени то, что по карману. Тем более, что полусинтетические составы многих производителей показывают очень хорошие результаты по тестам.

Помимо базы масла состоят из пакетов присадок:

НазначениеОписаниеВещества
Омолаживающие, ингибиторы окисленияПри прогреве молекулы масла вступают в реакцию с кислородом, а поверхностный металл действует как катализатор в этом процессе. Масло густеет, образуются отложения, коррозия.Азот, фосфор, соединения на основе серы (амины, фенолы с цинком и кальцием и т.д.)
Моющие и диспергирующиеНе дают мелким частицам нерастворенных остатков объединиться в крупные, чем препятствуют образованию отложений. Нейтрализация кислот.Сукцинимиды, нейтральный металл сульфо-координат, феноляты, фосфаты, тиофосфаты, полимерные моющие средства, амины, сульфонаты, высокомолекулярная органическая известь, свинец, соли цинка.
ПротивоизносныеДля снижения износа в местах с большим трением, образуют защитную пленку в этих местах.Дифосфат цинка, диалкил-трикрезилфосфат, органические фосфаты, сера, соединения азота.
ИндексныеРастворимые в масле полимеры, необходимые для улучшения свойства минералки, то есть не дают ей снизить или повысить вязкость под воздействием температуры.Полиметакрилат (РМА), стирол-бутадиен-сополимеры (SBC).
Снижающие точку тягучестиДобавляются в масла, которые густеют при снижении температуры из-за кристаллизации молекул парафинов.Полиметакрилат, алкил-фенолы, нафталин с хлорированными парафинами, пропилен, сополимеры.
ПеногасителиИспользуются для снижения образования пены, так как это снижает качество смазывания деталей.Полисиликоны, полиэтиленгликоль эфиров и т.д.
Модификаторы тренияПАО, уменьшают трение между металлическими деталями.Жирные кислоты, органические амины, амины фосфатов и т.д.

Температура застывания и вспышки

Существуют температурные пределы, при которых масло полностью перестает функционировать. Нижний называется температурой застывания, ее достижение означает, что масло потеряло текучесть и застыло. Де-факто функционировать оно может перестать раньше: еще до застывания текучесть станет настолько низкой, что смазочная жидкость перестанет прокачиваться через фильтр. Обычно это происходит за 5–7 градусов Цельсия до достижения температуры застывания. Грамотные производители учитывают такую возможность при определении класса масла: даже при температурных значениях, близких к минимуму, смесь еще будет прокачиваться. Верхний же предел называется температурой вспышки. Это температурное значение, при котором масла испарится настолько много, что, если рядом окажется источник огня, пары загорятся. Обычно оно выше 200 градусов и недостижимо, если с машиной все в порядке, но показатель позволяет понять скорость испарения масла даже в нормальных условиях. Чем ниже температура вспышки, тем активнее испаряется жидкость.

Классификация ACEA

Делит масла на аналогичные API эксплуатационные группы, помогая подбирать оптимальное, исходя из года выпуска и особенностей конструкции двигателя. Имеет класс A/B – универсальный для бензиновых и дизельных двигателей, С для дизельных и бензиновых, соответствующих самым современным экологическим требованиям Euro-4, Е – масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. В этой классификации только некоторые группы могут заменить другие.

В последней редакции 2012 года выделены три категории:

ACEA AB – Смазки для моторов с питанием бензином и дизелем. Объединяет все разработанные до 2004 года классы A и B, которые в более ранних редакциях делили смазки на две категории по типу топлива. Сейчас в этой категории 4 класса: А1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5.

КлассПрименениеХарактеристики
А1/В1Для определенной категории двигателей с небольшой нагрузкой, в которых можно применять маловязкие масла.Имеет увеличенный пробег, не рекомендовано для жаркого климата. Энергосберегающее.
А3/В3Для двигателей легковых авто и грузовиков малого тоннажа с высокой мощностью, с турбонаддувом и безСредний интервал замены. Может использоваться в любой сезон.
А3/В4Для агрегатов с турбиной, непосредственным впрыском и насос-форсунками или системой Common Rail.Практически полностью идентично А3/В3, но подходит для новых инжекторных систем. Может заменить предыдущую категорию.
А5/В5Для высокофорсированных моторов легкого транспорта, где допускается использование смазок малой вязкости.Маловязкое, подходит для зимних месяцев. Не подходит к некоторым типам двигателей.

ACEA C – смазки для бензинового и дизельного топлива, подходят под самые жесткие современные требования экологов по содержанию веществ в выхлопе. Можно использовать в системах с катализаторами и сажевыми фильтрами, так как имеют сниженную зольность. В этой категории 4 класса: C1, C2, C3, С4.

КлассПрименениеХарактеристики
С1Бензиновые и дизельные двигатели с инжекторами, мощные с малым зазором между внутренними деталями.Экономит топливо и распадается до нейтральных веществ в выхлопе. Не допускается использовать в устаревших конструкциях или двигателях, в которые ранее заливались более агрессивные материалы.
С2Экономные двигатели с системами очистки выхлопа.Отличие от предыдущей категории в более высоком содержании фосфатов и сульфатов.
С3Моторы с системами очистки выхлопа, работающие в сложных условиях, с турбонаддувом или без.Отличается от С2 повышенной вязкостью, низкая и средняя зольность. Подходит для увеличенных интервалов замены.
С4Для систем, оборудованных сажевыми фильтрами DPF и трехкомпонентными катализаторами TWC.По составу похож на С1, но выше вязкость.

ACEA E – смазки для дизелей, работающих с большой нагрузкой, и тяжелого транспорта. Категория была введена в самом начале создания класса в 1995 году. В новой редакции 4 класса: Е4, Е6, Е7, Е9.

КлассПрименениеХарактеристики
Е4Современные двигатели, отвечающие нормам Евро от 1 до 5 и работающие в тяжелых условиях.Обеспечивает чистоту деталей и защиту от износа, длительный интервал замены. Не подходит для систем с сажевым фильтром, совместим не со всеми системами очистки выхлопа.
Е6Для современных моторов, отвечающих требованиям Евро от 1 до 5 с системой очистки выхлопа, с сажевым фильтром или без, снижением выбросов оксида азота.Обеспечивает чистоту внутренних деталей, защищает от износа, увеличенный интервал пробега.
Е7Дизельные моторы, работающие на больших оборотах класс Евро от 1 до 5, оборудованных системой очистки выхлопа. Не подходит для систем с сажевым фильтром.Повышение антиокислительных и моющих свойств. Увеличенные интервалы замены.
Е9Отличие от Е7 в совместимости с сажевым фильтром.Ограничение по зольности.

Международный стандарт, который регламентирует вязкость масел

На сегодняшний день самой популярной классификацией смазочных материалов является SAE. Данная спецификация признана единственным международным стандартом, на основании которого рассчитывается вязкость масла исходя из температурного режима среды.

Society of Automotive Engineers – аббревиатура, которая принадлежит Обществу Автомобильных Инженеров Соединенных Штатов Америки.

Вязкость моторного масла по SAE должна отвечать таким условиям:

  • прокачиваемость – благодаря этому свойству в условиях минимальных температур обеспечивается быстрый доступ масла к маслоприёмнику;
  • проворачиваемость – способствует повышению пусковых свойств, обеспечивает необходимое сопротивление и достижение пусковых оборотов в мороз;
  • наиболее эффективная вязкость в жарких условиях;
  • кинематическая вязкость – определяет класс вязкости моторных масел.

Спецификацию SAE употребляют при определении уровня вязкости смазочного материала, учитываются требования к маслам при выпуске новой продукции, а также для исследования и детального изучения старых и новых составов.

На что влияют технические характеристики

В зависимости от того, какими характеристиками и свойствами обладает смесь, можно судить, комфортно ли будет использовать ее в определенных условиях, скажем, зимой или, наоборот, в жаркое время года. Некоторые варианты больше подходят для одних особенностей конструкции, некоторые – для других. Вдобавок стоит смотреть на качество: и синтетическое, и минеральное масла могут хорошо работать, если выпущены грамотными производителями. В случае же, если состав разрабатывался некачественно, итоговых свойств может быть недостаточно для нормальной работы машины. Технические характеристики масла определяют:

  • когда им лучше пользоваться – летом, зимой или круглый год;
  • для каких двигателей оно подходит – бензиновых или дизельных.

Некоторые классы предназначены для тяжелонагруженных моторов или имеют повышенную совместимость с каталитическими нейтрализаторами.

Депрессорные присадки и модификаторы вязкости

Для понимания принципа работы депрессорной присадки посмотрим, почему же застывает масло. Виноваты в этом уже упоминавшиеся парафиновые соединения, входящие в состав нефти, и, соответственно, некоторых продуктов его перегонки, используемых для производства масла и дизельного топлива. С понижением температуры эти соединения начинают образовывать кристаллы. Это можно проследить визуально, масло (или дизельное топливо) становится мутным. Кристаллы слипаются между собой, пока весь объём нефтепродукта не превращается сначала в кашу, а затем и вовсе теряет текучесть. Форма у этих кристаллов игольчатая с торчащими в разные стороны «хвостами», которыми они очень легко сцепляются друг с другом.  Депрессорная присадка позволяет изменить форму образующихся кристаллов с игольчатой на сферическую, предотвращая их слипание между собой и сохраняя, таким образом подвижность масла. Поэтому-то при применении депрессоров масло всё равно мутнеет (то есть кристаллы образуются, просто другой формы), но при этом остаётся жидким при дальнейшем снижении температуры.

Теперь посмотрим, как работает модификатор вязкости, или, по-другому, вязкостная присадка. Молекулы этой присадки выглядят как сжатая пружина «хаотичной завивки». Визуально это похоже на скомканный кусок проволоки. При повышении температуры эта пружина постепенно расжимается, занимая всё больший объём и удерживая внутри этого объёма молекулы масла, тем самым снижая его текучесть. Добавлю, что у синтетических базовых масел таких больших проблем с запарафиниванием нет, поскольку в них все молекулы одинаковы и имеют заданные параметры, в которых заложена очень низкая температура застывания. Например, масло Shell Helix Ultra Extra с вязкостью 5w-30 имеет температуру застывания -48°С, и это далеко не предел. Здесь, правда, кроется подвох: именно парафины отвечают за смазывание, поэтому их отсутствие понятно как скажется на этой функции масла. Так что в синтетику PAO приходится всё же добавлять минеральную базу, чтобы улучшить смазываемость. Подробно этот вопрос рассмотрен в статье о составе моторного масла.

Вот такими средствами и раздвигается диапазон температур, в котором масло работоспособно. Вниз депрессором, вверх – вязкостной присадкой. А чтобы измерять и контролировать изменения вязкости, а также сравнивать характеристики разных масел, придумали параметр, называемый индексом вязкости.

Вязкость по SAE: что означает этот класс и индекс

Обозначенная маркировка на упаковке моторного масла должна содержать всю необходимую информацию по применению и техническим характеристикам.

Как и в случае тормозными жидкостями, моторные масла также имеют свои стандарты качества. Это сделано для упрощения, чтобы каждый производитель маркировал выбранной и утвержденной стандартной системой.

Мировые производители имеют такие классификации:

  1. SAE.
  2. API.
  3. ASEA.
  4. ILSAC.
  5. ГОСТ.

Самые популярные у нас 3 классификации. Это: АПИ, АСЕА и ГОСТ. Каждая классификация упрощает выбор при покупке.

Классификация моторных масел по химическому составу:

  • минеральные;
  • синтетические;
  • полусинтетические.

На этикетке канистры, помимо маркировочного шифра, должен указываться химический состав (минеральное, синтетическое или полусинтетическое). В случае с трансмиссионными маслами, также есть классификации, сертификации, типы, виды и классы — это необходимо знать, если производить замену в коробке автомат или в механике. Перед покупкой, следует изучить отзывы и рейтинг трансмиссионных масел. Любое масло изготавливается из основного компонента и добавок (присадок). Основной компонент масла — это масляные фракции, получаемые в результате переработки нефти.

На этикетке канистр различных масел, как правило, указываются:

  1. Класс вязкости (SAE, API, ASEA, ILSAC, ГОСТ).
  2. Спецификации производителей по стандартам SAE, API, ASEA, ILSAC, ГОСТ.
  3. Допуски предприятий-изготовителей.
  4. Штрих-код.
  5. Дата изготовления и номер партии.
  6. Спецкатегории моторных масел.
  7. Дополнительная маркировка (маркетинговая стратегия для увеличения продаж, это, например, добавления надписи «умные молекулы» и т.д.).

Определение вязкости масла

О том, что любой смазочный материал должен препятствовать такому явлению, как сухое трение между движущимися и соприкасающимися деталями, знают даже школьники. В отношении автомобильного двигателя задача масла соответствующая – уменьшить силу трения в цилиндропоршневой группе при обеспечении максимальной герметичности цилиндров. Решение этой задачи не выглядит тривиальным, поскольку силовой агрегат вынужден работать в очень широком температурном диапазоне, от минусовых (холодный двигатель, пуск зимой) до плюс 300ºС – такой режим характерен для некоторых узлов прогретого мотора.

Отметим, что многие водители убеждены, что та температура, которая отображается на шкале прибора, измеряет температуру самого двигателя. Это, конечно же, заблуждение – датчик измеряет только температуру тосола. А она действительно на прогретом моторе практически одинакова во всём контуре и составляет примерно 90 градусов. Узлы же силового агрегата греются по-разному. Соответственно, и температура моторного масла тоже «гуляет», причём в достаточно широких пределах, доходя до значений порядка 150ºС.

А поскольку современные двигатели представляют собой достаточно сложную конструкцию, их производители рекомендуют использовать смазочные жидкости с вполне определёнными эксплуатационными характеристиками. Именно они обеспечивают максимально возможный КПД двигателя за счёт уменьшения силы трения, способствуя снижению износа трущихся деталей при среднестатистических нагрузках на мотор.

И важнейшей из этих характеристик является вязкость ММ. Самое простое и понятное определение вязкости следующее: это способность масла сохранять свою текучесть в заданных условиях работы, оставаясь на поверхности трущихся деталей. Добиться этого не сложно, если бы не динамически изменяемый температурный режим: на непрогретом двигателе он один, при работе в штатном режиме – другой – при повышенных нагрузках – третий.

Понятно, что изобрести некий универсальный состав, который бы одинаково хорошо работал независимо от внешних условий, невозможно.

А чтобы и автопроизводители, и потребители имели возможность как-то оценивать вязкость конкретных масел, Ассоциация автоинженеров США (SAE) разработала и внедрила классификацию ММ по их вязкости, в соответствии с определёнными температурными режимами работы. Другими словами, классификация упрощает выбор масла в зависимости от предпочтительного режима эксплуатации автомобиля.

У многих водителей вызывает затруднение расшифровка вязкости масла, указываемая на маркировке смазочных жидкостей для мотора в соответствии с классификацией по SAE. Как правило она начинается с одной или двух цифр, за которыми следует буква W, а через тире следует ещё одна пара цифр.

Рассмотрим на простом и доступном уровне, что означают эти цифры в отношении вязкости масла. То, что стоит до буквы W – так называемая низкотемпературная вязкость, указывающая на возможность запуска мотора при определённой отрицательной температуре (вычислить её можно, отняв от указанной цифры значение 40). То есть 5W обозначает, что такая жидкость обеспечивает беспроблемный пуск двигателя при температуре не ниже минус 40 градусов.

Отметим, что данный показатель касается только нижнего порога температур для холодного мотора, не влияя на рабочие характеристики масла, используемого на горячем силовом агрегате. Но опять же, производители масел рассчитывают этот параметр на основании испытаний на конкретных моторах, поэтому он является, так сказать, усреднённым. В действительности всё зависит от конкретного мотора, поэтому ориентироваться нужно на рекомендации автопроизводителя, а не на маркировку. Отметим, что, если в конкретном регионе максимальные морозы не превышают -20°С, можно использовать ММ с практически любым префиксом, поскольку масла с индексом, большим 20W, встречаются на рынке очень редко.

Вторая группа цифр указывает на высокотемпературный показатель вязкости, однако здесь нет прямой зависимости от температуры. Он обозначает некий обобщённый параметр, характеризующий минимальную/максимальную вязкость ММ при функционировании в рабочем диапазоне температур (а это в среднем 100-150 градусов). Чем выше этот показатель, тем больше вязкость масла при работе в более высоком температурном режиме. А слишком жидкое масло не сможет обеспечить выполнение своих непосредственных обязанностей – смазывать трущиеся поверхности. Так что интерпретация второго пары цифр даже среди специалистов вызывает определённые разногласия, и совет придерживаться рекомендаций автопроизводителей здесь ещё более актуален.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий