Определение уровня летом
Определение уровня плотности летом ничем не отличается от зимнего варианта. Все действия – те же самые. Но, после зимы лучше все же зарядить АКБ с помощью внешних зарядных устройств, ведь сам автомобиль в рабочем состоянии проводит зарядку только на 85-90%, а после зимы этот процент может ещё немного упасть.
Если же на зиму вы самостоятельно (или на сервисе) поднимали уровень плотности – нечего страшного. Если этот показатель был незначительны, то опускать его не нужно. Но, если зима выдалась очень жесткой, и плотность была выше 1,29 г/см3, то все же есть смысл добавить дистиллированную воду, в противном случае, ваш аккумулятор может прослужить гораздо меньше своего нормального срока.
Предотвращение саморазряда
Саморазряд аккумулятора
Процесс саморазряда батареи
Иногда электролит тонкой пленкой покрывает переднюю
поверхность АКБ. Жидкость проводит ток, а значит, между клеммами может
появиться напряжение. Для мощного короткого замыкания его не хватит, но заряд
постепенно начнет уменьшаться. Это легко проверить. Достаточно подключить один
щуп тестера к клемме, а вторым прикасаться к корпусу. Мультиметр покажет
напряжение. При длительном простое это явление запускает химическую реакцию
сульфатации. Пластины покрываются диэлектрическим налетом.
Чтобы не было саморазряда,
периодически нужно очищать поверхность батареи. Простой протирки недостаточно.
Кислотную пленку убрать нелегко. С этой задачей справится раствор соды.
Следует добавить одну столовую ложку гидрокарбоната натрия
в стакан воды и хорошо размешать. Щелочь нейтрализует кислоту. Она распадется
на углекислый газ и воду. Саморазряд прекратится.
Плотность электролита в аккумуляторе легко поднять
самостоятельно. Для этого есть 3 метода. Первый с зарядкой подойдет для
необслуживаемых и обслуживаемых АКБ. Остальные можно реализовать только в
батареях с пробками, которые выкручиваются.
Особенности повышения плотности
Приняв во внимание все нюансы, стоит рассказать о том, как поднять плотность при изменении концентрации электролита в аккумуляторе. Сделать это можно самостоятельно
Ведь чтобы поднять сниженную плотность у электролита, никаких отверстий в аккумуляторе обслуживаемого типа делать не придётся
Сделать это можно самостоятельно. Ведь чтобы поднять сниженную плотность у электролита, никаких отверстий в аккумуляторе обслуживаемого типа делать не придётся.
Нормой измерения при комнатной температуре считается 1,25-1,29 г/см3. Если показатели ниже, нужно поднимать плотность. Снижение параметров только в одной банке указывает на короткое замыкание.
Есть несколько рекомендаций для того, чтобы повысить плотность упавшего электролита в самом аккумуляторе. Для начала нужно сделать следующее:
- Полностью зарядить АКБ, поскольку проверять плотность при разряде проводить нельзя. Добавив электролит, концентрация резко увеличится и начнётся разрушение пластин.
- Привести температуру жидкости в норму. Работать следует в диапазоне 20-25 градусов Цельсия.
- Убедиться, что уровень в каждой банке соответствует норме.
- Осмотреть АКБ на предмет повреждений и дефектов.
Далее проводится непосредственно сама корректировка параметров плотности с помощью электролита, чтобы в аккумуляторе восстановить рабочие характеристики.
Если уровень слишком низкий и упал ниже 1,18 г/см3, восстановлению такая АКБ уже не подлежит.
Если плотность выше этого порога, её требуется увеличить. Для этого нужно:
- разрядить АКБ, подключив её к какому-нибудь потребителю вроде лампочки;
- подготовить корректирующий электролит, продаваемый в магазинах;
- с помощью груши откачать небольшое количество смеси из каждой банки;
- добавить не более 50% от откаченного объёма новый электролит;
- поставить батарею на зарядку минут на 30, чтобы выровнять концентрацию во всех банках;
- дать постоять АКБ на ЗУ при минимальном зарядном токе;
- отключить батарею.
Примерно через 2-3 часа делается повторная проверка. Если концентрация ещё недостаточная, процедура повторяется.
Устройство и принцип работы АКБ
Для того чтобы качественно провести обслуживание аккумулятора и обеспечить правильную его работу, необходимо хотя бы приблизительно представлять, что у него внутри и как все это работает. Поэтому, прежде чем перейти к вопросам об электролите, необходимо понять, как устроен автомобильный аккумулятор и по какому принципу он работает.
Конструкция батареи
Практически все свинцово–кислотные батареи имеют одинаковую конструкцию. Состоят они из отдельных секций (банок), каждая из которых имеет набор положительных и отрицательных пластин. Первые называются катодными и выполнены из металлического свинца. Вторые, анодные, сделаны из диоксида свинца. Пластины собраны в пакет и помещены в кислотостойкую емкость, в которую впоследствии заливается рабочая жидкость – водный раствор серной кислоты или так называемый электролит.
Устройство секции свинцово-кислотного аккумулятора:
- 1 – крышка банки;
- 2 – корпус банки;
- 3 – ребристый отстойник;
- 4 – пластины, собранные в пакет;
- 5 – отрицательный (анодный) вывод;
- 6 – отрицательный (анодные) пластины;
- 7 – диэлектрическая прокладка – сепаратор;
- 8 – положительный (катодный) вывод;
- 9 – положительные (катодные) пластины.
Готовые секции, соединенные последовательно, и являются аккумуляторной батареей. В шестивольтовых АКБ таких секций три, в 12-ти вольтовых – шесть.
Как это работает
Итак, конструкция АКБ достаточно проста, но каким образом на ее выводах появляется напряжение? Действительно, если взять батарею прямо из магазина и подключить к ней вольтметр, то прибор покажет «0». Отсутствие тока обусловлено тем, что электролит не заливается в батарею сразу после изготовления, и в стоящем на магазинной полке аккумуляторе пластины сухие. Рабочая жидкость заливается в АКБ уже после покупки.
Самое время выяснить, для чего нужен электролит. Поскольку положительные и отрицательные пластины имеют различный химический состав, между ними, погруженными в кислотный раствор, возникает разность потенциалов (примерно 2 В на секцию, чем и обусловлено количество секций в батарее). При подключении к клеммам АКБ нагрузки между пластинами, благодаря высокой электропроводности электролита, начинает течь ток. Одновременно начинается химический процесс преобразования диоксида свинца в сульфат свинца с участием серной кислоты. Как только количество диоксида и серной кислоты упадет до определенного уровня, процесс прекратится, и батарея перестанет вырабатывать ток – разрядится.
В процессе разрядки серная кислота и диоксид свинца расходуются на образование сульфата свинца
Рекомендуем: Методы тренировки и восстановления автомобильного аккумулятора (АКБ)
Но аккумуляторы, в отличие от гальванических элементов (батареек), могут восстанавливать свои химические свойства. Если подключить АКБ к источнику постоянного тока, то под его действием сульфат начнет разлагаться на диоксид свинца и серную кислоту. Батарея начнет заряжаться, преобразуя электрическую энергию в химическую. Как только количество диоксида и кислоты достигнет исходных величин, батарею можно считать заряженной.
Химические процессы, возникающие в батарее при ее разрядке и зарядке
Плотность электролита в аккумуляторе зимой
Зимой плотность должна составлять 1,27 г/куб. см. Если в местности январская температура опускается до – 35 градусов, то плотность повышается до 1,28 г/куб. см.
Иначе зимой емкость снизится и запускать автомобиль станет трудно.
Когда зимой происходит понижение плотности, это не значит что нужно поднимать концентрацию раствора в банках. Необходимо подзарядить батарею зарядным устройством.
Большинство личных автомобилей используются в основном для поездок на работу, в торговые центры.
Обычно расстояния при этом преодолеваются небольшие, при запуске мотора аккумулятор разряжается, а небольшая дальность поездки не позволяет ему нормально зарядиться, тем более что из-за длительных простоев на улице электролит находится в холодном виде.
Нормальная зарядка происходит только, если электролит теплый. Таким образом, если не подзаряжать регулярно АКБ, то ее уровень заряда будет постепенно уменьшаться вместе с падением плотности.
Поэтому подзарядку при помощи зарядного устройства также нужно делать в отапливаемом помещении.
Оно должно быть нежилым, иметь хорошую вентиляцию
Это важно, так как в процессе зарядки электролит выделяет газ, вредный для здоровья человека
Он находится на отметке 1,5 см над верхним краем пластин у легковых автомобилей и 3 см – у грузовиков.
У только что купленной, новой батареи плотность электролита должна быть на уровне 0,15-0,16 г/куб. см.
В таблице ниже указано при каких плотностях и температурах происходит замерзание электролита.
Плотность электролита, г/куб. см | Температура замерзания, °С |
1.10 | -8 |
1.11 | -9 |
1.12 | -10 |
1.13 | -12 |
1.14 | -14 |
1.15 | -16 |
1.16 | -18 |
1.17 | -20 |
1.18 | -22 |
1.19 | -25 |
1.20 | -28 |
1.21 | -34 |
1.22 | -40 |
1.23 | -45 |
1.24 | -50 |
1.25 | -54 |
1.28 | -74 |
Исходя из таблицы легко понять, что АКБ, даже заряженная на все 100%, все равно замерзнет, если температура опустится до -70°С.
Если она разряжена до 40% от номинала, то точка замерзания поднимется до -25°С. Разряд же до 10% емкости приведет к тому, что лед внутри банок появится при -10°С, что довольно немного для нашей страны.
Если ареометра нет, то уровень разреженности батареи проверяют при помощи нагрузочной вилки. При этом показатель напряжения в разных банках не должен отличаться более чем на 0,2 В.
Индикатор нагрузочной вилки показывает, В | Уровень разрядки АКБ, % |
1,8–1,7 | |
1,7–1,6 | 25 |
1,6–1,5 | 50 |
1,5–1,4 | 75 |
1,4–1,3 | 100 |
Контроль степени заряда аккумулятора
Контроль плотности удобен тем, что позволяет оценить состояние каждой банки аккумуляторной батареи. Но ареометр есть не у всех, да и в необслуживаемых аккумуляторах этот метод неприменим. Зная характеристики свинцово-кислотного аккумулятора, можно грубо оценить его заряженность и вольтметром – без нагрузки его показания должны быть в пределах 12,8-13,2 В, поскольку в 12-вольтовом аккумуляторе 6 последовательно соединенных банок, а при полном заряде каждая имеет напряжение на выводах в 2,2-2,4 В. Разряженным же аккумулятор считается, если напряжение на банке падает ниже 2,03 В (то есть 12,18 В в сумме).
Видео: Проверка заряда аккумулятора нагрузочной вилкой
Грубость же этого способа оценки состоит в том, что суммируется напряжение на всех банках независимо от их состояния. Например, если пять из шести банок полностью исправны и заряжены, а в шестой произошло замыкание, то на вольтметре мы увидим 10,75В – казалось бы, аккумулятор находится в глубоком разряде, но попытки зарядить его приведут лишь к «выкипанию» электролита в исправных банках.
Но даже если напряжение на выводах в норме – не факт, что аккумулятор окажется способным отдавать нужный ток. Для контроля токоотдачи применяются нагрузочные приборы – в простейшем случае это обычная нагрузочная вилка, состоящая из мощного резистора низкого сопротивления и вольтметра, наиболее сложные приборы (применяемые, в частности, в дилерских автотехцентрах) имеют встроенные электронные схемы, по падению напряжения на менее мощной нагрузке исходя из заранее введенной номинальной емкости определяющие состояние аккумулятора. Поскольку цена таких приборов делает их покупку для рядового автомобилиста неоправданной (в частности, АКБ-тестер Micro 568 стоит около 16 тысяч рублей), остановимся на нагрузочных вилках традиционной конструкции.
Подключив клеммы вилки к аккумулятору, можно увидеть напряжение на нем – опираясь на указанные выше значения, можно грубо определить его степень заряженности, на многих приборах для удобства нанесены цветовые обозначения (зеленый/желтый/красный диапазон). Нажав на тумблер или кнопку на корпусе, мы подключаем к аккумулятору нагрузку, сопротивление которой составляет десятые доли ома – тем самым она имитирует включение стартера с мощностью около киловатта. В этот момент напряжение на клеммах резко упадет и начнет снижаться еще сильнее. Исправным аккумулятор можно считать, если включение нагрузки не вызывает падения напряжения более чем на 2 вольта (для обычно используемых АКБ на 55-65 А*ч, чем больше емкость – тем меньше должна быть просадка), а дальнейшее снижение напряжения происходит медленно и плавно. Резкое падение напряжения – явный указатель на то, что батарея уже не в силах отдать высокий ток, а его быстрое снижение в течении нескольких секунд означает значительное падение емкости аккумулятора.
Какая плотность электролита в аккумуляторе должна быть
Технические требования по плотности электролита могут существенно отличаться для кислотных аккумуляторов, эксплуатируемых в различных климатических условиях.
Какая должна быть плотность электролита зимой
Необходимость в поддержании концентрации серной кислоты в электролите на более высоком уровне обусловлено опасностью замерзания жидкости при низких температурах воздуха. Полностью заряженный аккумулятор должен обладать плотностью смеси 1,27 – 1,28 г/см3. Тогда он легко переносит морозы до минус 70 градусов.
При падении плотности до 1,20 г/см3 жидкость гарантированно превратиться в лёд уже при температуре минус 30 градусов. В результате кристаллизации, жидкость значительно увеличивается в объёме, поэтому при эксплуатации машины в зимний период необходимо тщательно следить за тем, чтобы аккумулятор был полностью заряжен.
Невыполнение этого требования приведёт к разрушению внутренних пластин устройства, что станет причиной полной неработоспособности аккумуляторной батареи.
Плотность электролита (г/см3) | Степень заряженности (%) | Замерзание электролита (С) |
---|---|---|
1,27 | 100 | -60 |
1,26 | 94 | -55 |
1,25 | 87,5 | -50 |
1,24 | 81 | -46 |
1,23 | 75 | -42 |
1,22 | 69 | -37 |
1,21 | 62,5 | -32 |
1,2 | 56 | -27 |
1,19 | 50 | -24 |
1,18 | 44 | -18 |
1,17 | 37,5 | -16 |
1,16 | 31 | -14 |
1,15 | 25 | -13 |
1,14 | 19 | -11 |
1,13 | 12,56 | -9 |
1,12 | 6 | -8 |
1,11 | 0,0 | -7 |
Какая должна быть плотность электролита летом
Летом исключается вероятность образования льда внутри банок аккумулятора, но в обслуживаемых аккумуляторных батареях плотность может произвольно повышаться за счёт испарения воды.
Эксплуатация АКБ с повышенной концентрацией электролита приводит к существенному снижению эксплуатационного срока батареи, вследствие более агрессивного воздействия кислотосодержащей жидкости на сепараторы.
Чтобы избежать подобных негативных последствий, в обслуживаемых моделях, следует производить регулярный контроль уровня электролита в летний период и при необходимости разбавлять смесь дистиллированной водой.
Какой параметр плотности должен быть в аккумуляторной батарее
Как проверить плотность электролита в аккумуляторе. Параметр плотности напрямую зависит от региона, его погодных условий и температуры воздуха. Общая средняя цифра 1.27 грамм на мл. Подходит для регионов с температурой от -25 до +35 градусов.
Таков параметр имеет новейшая и заряженная аккумуляторная батарея. В более холодных условиях плотность аккумуляторной батареи будет составлять 1.29 грамм на мл. Температура воздуха в жарких странах высокая, поэтому параметр плотности должен находиться на уровне 1.25 грамм на мл.
Более подробная информация о разных климатических условиях:
- резко континентальный климат с сильными морозами, достигающими -40 градусов — плотность электролита при температуре воздуха 15 градусов, составляет 1.31 г/мл зимой и 1.27 г/мл летом;
- континентальный климат с температурой воздуха не ниже -40 градусов — параметр плотности в любое время года 1.29 г/мл;
- умеренные климатические условия с морозами не ниже -30 градусов — параметр плотности равен 1.27 г/мл круглый год;
- Тёплый, жаркий климат, температура не опускается ниже -10 градусов — уплотнение на уровне 1.25 г/мл.
На полках магазинов продаётся уже готовая концентрация кислоты в 1.29 грамм на мл. Автовладельцам останется только вывести подходящий параметр для своих климатических условий. Имея больший параметр плотности, процесс электролитической диссоциации будет идти бурнее.
Только приобретённая аккумуляторная батарея имеет наличие раствора в 1.27 грамм на мл. За период использования устройства при частой недозарядке на железных пластинках из свинца появляется его сульфат, который никак не растворяется.
Это означает, что упомянутая кислота смешалась со свинцовыми пластинками. Название такого процесса — сульфатация. В период подзарядки АКБ выходит не весь кислотный раствор, соответственно, электролит разжижается.
Попытки зарядить аккумулятор до начального уровня, будет приводить к закипанию смеси кислоты и дистиллированной жидкости. Процесс кипения — это разрывание жидкости на две части: водород и кислород. Он приводит к разжижению электролитического раствора аккумуляторной батареи.
Аккумуляторные батареи для автомобилей.
Плотность электролита в аккумуляторе зимой
Зимой при температуре воздуха ниже -40 градусов, плотность должна составлять 1.31 г/мл, если морозы не опускаются больше чем -40, значит плотность будет 1.29 г/мл. Температура воздуха в регионе не ниже -30, параметр плотности должен быть 1.27 г/мл. В жарких странах, где не бывает морозов, а температура не переваливает за -10 градусов, раствор будет 1.25 г/мл.
Плотность электролита в аккумуляторе летом
В летний период всё просто. В условиях Сибири, где температура может спускаться ниже -40 градусов, раствор будет иметь плотность 1.27 г/мл. В остальных случаях, где условия климата жаркие, параметр будет достигать 1.25 г/мл.
Автомобильные аккумуляторы.
Причины, по которым может снизиться плотность электролита в аккумуляторе
Сначала стоит понять принцип работы АКБ. Весь процесс образования постоянного напряжения происходит в кислотоупорном пластиковом корпусе. В нём находится шесть отдельных банок, каждая из которых выдаёт напряжение в 2,1 В. Все секции между собой соединяются в последовательную электрическую цепь. В результате на выходе получается 12,6 В. В каждой банке имеется набор плюсовых и минусовых пластин, пространство между которыми заполнено электролитом (смесью дистиллированной воды и серной кислоты в отношении 65 % и 35 %). В результате химической реакции свинца и раствора получается электрический ток. Суть работы батареи – периодические разряды и восстановление её полноценного функционирования посредством автомобильного генератора.
Сразу же стоит отметить: падение плотности в батарее вполне закономерный процесс. Если АКБ разряжается, концентрация серной кислоты в растворе падает и наоборот. Но возникают ситуации, когда аккумулятор зарядить невозможно. И одна из причин досадного явления – недостаточная плотность залитого в банки химиката. Факторов, по которым она падает, не так уж много:
- Глубокая разрядка АКБ.
- Непрофессионально проведённая перезарядка, в итоге которой электролит выкипает (не в прямом смысле этого слова: в результате электролиза образуются пузырьки кислорода и водорода).
- Низкая температура наружного воздуха.
- Саморазряд, вызываемый парами, выделяемыми аккумулятором, которые оседают на корпусе батареи, создавая замыкающую «дорожку» между плюсовым и минусовым выводом.
- Неверно произведённый замер плотности электролита после добавления дистиллированной воды.
Если эксплуатировать аккумулятор в вышеописанном состоянии, неизбежен запуск процесса сульфатации пластин, который может стать необратимым. Возникает вопрос: как поднять плотность в аккумуляторе на зиму? В первую очередь стоит понять, что при понижении температуры до отрицательной концентрацию кислоты в электролите необходимо увеличить, а в жару, наоборот, понизить. Чтобы контролировать ситуацию, понадобится недорогой и несложный прибор с резиновой грушей на торце в виде толстой стеклянной трубки – ареометр. Так как речь идёт о зимнем периоде, то сначала необходимо подготовить АКБ.
Как проверить плотность в аккумуляторе
Самый известный и единственный способ измерить свойство раствора — с помощью специального инструмента, который называется ареометром. Ареометр — это инструмент, предназначенный для вычисления параметра плотности электролитического раствора, основанный на правиле Архимеда.
Проверка плотности аккумулятора ареометром
Инструмент представляет собой небольшую колбочку и грушу, внутри которой находится измерительная метка, где прорисованы деления в г/мл. Внизу колбочки находится тоненькая трубочка, чтобы было проще делать замер электролита в аккумуляторной батарее.
Всасывание раствора производится с помощью специальной прорезиненной груши. Она накрывает колбу сверху и с помощью нажатия, а после отжатия происходит захват жидкости. Некоторые приборы имеют поплавки, при всплывании которых можно выяснить плотность.
Замер электролитического раствора должен проводиться при температуре вещества от +20 до +30 градусов по Цельсию. При другой температуре потребуется учитывать отклонения ареометра.
Так выглядит Ареометр.
Как пользоваться ареометром подробная инструкция
Прибор ареометр прост в использовании, приобрести его можно в магазинах. Измерения электролита проводятся в домашних условиях при температуре от +20 до +30 градусов.
- Произвести подготовительные мероприятия. Если ареометр разобран, соответственно, собрать его по инструкции, которая идёт в комплекте.
- Далее идёт подготовка аккумуляторной батареи. Произвести открытие пробок, сняв общую пластинку или открутив каждую крышечку.
- Найти ёмкость, и туда поместить дистиллированную жидкость. Это необходимо, для того чтобы промывать и продувать прибор.
- Вставить кончик инструмента в колбу аккумуляторной батареи, до того как он коснётся поверхности.
- Надавить пальцами на резиновую грушу, чтобы вышел воздух из неё.
- Отпустить грушу, и начнётся забор жидкости.
- Наливать раствор, пока поплавок не всплывёт.
- На глаз измерить шкалу поплавка с электролитической жидкостью в колбочке. Цифра на шкале будет являться настоящим параметром плотности.
- Поместить раствор в аккумуляторную батарею.
- Провести процесс прибора, используя дистиллированную жидкость.
Как пользоваться ареометром для аккумулятора с палочками
Пользование ареометром с помощью палочек, практически ничем не отличается от обычного способа.
Различные виды ареометров.
Возможно ли измерение плотности электролита без ареометра
Нет. Правильного измерения без использования ареометра не существует. Создать собственный прибор можно в домашней обстановке. Самым необходимым элементом будет являться поплавок, который производит замеры. Создать его возможно из пустой внутри и пластиковой трубочки.
Правильность выявления плотности, будет зависима от точности нанесения значений на груз. Чтобы узнать первое значение необходимо, опустить в дистиллированную жидкость грузик. Значение в жидкости будет равно 1 г/мл. Для второго значения понадобится электролитический раствор с параметром 1.3 г/мл.
Проделать то же самое, что с дистиллированной жидкостью и получится второе значение. Далее потребуется разбить шкалу поплавка на равные части по 30 миллиметров. Если всё сделать правильно, измерение будет точным.
Вы когда-нибудь пользовались ареометром?
Конечно!Нет…
Можно ли проверить плотность в необслуживаемом аккумуляторе
Необслуживаемые аккумуляторы — это такие батареи, у которых нет открывающихся пробок. Электролитическая жидкость в них присутствует, и крышки есть, только они были заделаны сразу на месте производства.
Измерить плотность электролита в таких АКБ можно, но для этого потребуется дополнительная работа по снятию зафиксированных крышек.
Если снять крышки получилось, необходимо будет провести все те же самые действия, как и с обычными аккумуляторами. Только по окончании процедуры нужно будет вскрытые крышки приклеить или припаять на место. Использовать нужно тот же самый пластик, как и на аккумуляторной батарее.
Различные типы ареометров.
Какая плотность должна быть в аккумуляторе
Для проверки используется специальный прибор, который называется ареометром. Эталонные показатели получают при температуре воздуха +25°С.
Так как идеальные условия бывают редко, то используется специальная таблица, в которой характеристики плотности скорректированы с учетом погодных условий.
Проверка должна производится регулярно, хотя бы раз в 2 месяца. Естественно, что делается это только на обслуживаемых АКБ.
На таких устройствах имеются специальные выкручивающиеся пробки, сняв, которые можно получить доступ к содержимому каждой банки.
Выкрученная пробка из аккумулятора.
Плотность электролита должна иметь оптимальную плотность, но нужно учитывать также климатическую зону, так как температура окружающего воздуха вносит свои коррективы в показатели.
Так в условиях умеренного климата электролит должен иметь плотность от 1,25 до 1,27 г/куб. см.
Допустимо отклонение от указанного значения не более чем на 0,01 г/куб. см.
В арктической зоне, где зимой обычны морозы порядка -30°C, плотность нужно держать на 0,01 г/куб. см выше, а вот в субтропиках наоборот – на 0,01 г/куб. см ниже.
Оптимальная плотность зимой и летом немного отличаются, что показано на иллюстрации ниже:
Интересной особенностью является то, что при меньшей плотности в аккумуляторе он служит больше, но при этом снижается его емкость.
Также нужно учитывать, что указанные выше значения относятся к заряженной на 100% батарее.
В жизни АКБ имеет зарядку около 80-90%, соответственно, и плотность у электролита будет немного меньшей.
На практике зимой плотность электролита делают чуточку большим, чем нужно для полного заряда. Это делается для того, чтобы при понижениях температуры, которые у нас происходят постоянно, аккумулятор все равно мог стабильно заводить двигатель.
Летом лучше так не делать, так как чем больше плотность, тем больше риск закипания жидкости в батарее.
Таблица плотности электролита в аккумуляторе
При составлении таблицы плотности электролита по климатическим зонам руководствуются усредненными среднемесячными температурами в январе.
Для зон с температурами выше -15°C плотность зимой и летом не меняют, используя одну концентрацию кислоты круглый год.
Достаточно следить, чтобы значение не отклонялось от требуемого. А вот в арктических районах плотность требует сезонного изменения, иначе зимой АКБ просто не сможет завести двигатель.
Рекомендуемая плотность электролита в аккумуляторной батарее | |||||
Климатические районы | Время года | Плотность электролита, приведенная к 25°C, г/см3 | |||
Заливаемого в аккумулятор | Заряженной батареи | При зарядке батареи на | |||
25% | 50% | ||||
С резко континентальным климатом и температурой зимой ниже -40°C | Зима | 1.28 | 1.30 | 1.26 | 1.22 |
Северные с температурой зимой -40°C | Круглый год | 1.26 | 1.28 | 1.24 | 1.20 |
Центральные с температурой до зимой -30°C | 1.25 | 1.27 | 1.23 | 1.19 | |
Южные | 1.23 | 1.25 | 1.21 | 1.17 |
Плотность электролита летом и зимой в разных климатических регионах.
Электролит в аккумуляторе
Электролит – вещество, которое проводит и сохраняет электрический ток. В состав электролита входят два важнейших компонента: серная кислота и дистиллированная вода. Одним из параметров электролита является его плотность. Замеряют ее прибором под названием “ареометр”. Замер плотности производится при плюсовой температуре (22-25 °C).
Повышенная плотность электролита в аккумуляторе может вызвать коррозию на положительном электроде и банках. Но и низкая плотность аккумуляторной батареи не принесет ничего хорошего. При минусовой температуре электролит с пониженной плотностью может просто замерзнуть.
Разряженный аккумулятор может способствовать понижению плотности электролита
Так что в зимнее время важно тщательно следить за зарядом вашего аккумулятора. Но если все же машина не завелась, а аккумуляторная батарея разрядилась, как повысить плотность электролита в аккумуляторе? В таком случае не стоит бежать в ближайший автосервис
Зарядить аккумулятор и поднять плотность электролита можно и в домашних условиях. Для этого понадобятся определенные инструменты.
Безопасность в профилактике АКБ
Аккумулятор состоит из свинцовых пластин, а свинец отравляет организм. Чтобы не отравиться парами серной кислоты и не получить ожогов кожных покровов, следует придерживаться четкой техники безопасности.
Обязательным условием безопасности считается применение спецодежды и средств хим защиты. Материал одежды желательно использовать из хлопка с кислотостойкой пропиткой. Для работы в зимнее время года используют грубые шерстяные волокна.
Используйте керамическую или санфаянсовую емкость для работы с реагентами. Категорически запрещена стеклянная посуда. Стекло не предназначено для использования с такими реагентами.
Предпочтительно при работе с аккумулятором в аптечке иметь запас дополнительных средств: пищевая сода, марганец, нашатырный спирт, бинты и вату.
Непроветриемость рабочего помещения приводит к различным травмам и отравлениям. Без респиратора и перчаток вы рискуете приобрести хроническую форму отравления свинцом. Свинцовая пыль, как правило, попадает в организм через дыхательные пути. Вследствие чего появляется общая слабость, малокровие, а также заболевание почек и даже судооги.
При подозрении на отравление необходимо срочно выйти на свежий воздух и прополоскать рот содовым раствором. После чего немедленно вызвать врача. Содой можно также нейтрализовать брызги воды или электролита.
Электролит плотностью 1,25 при попадании на кожу рук и лица, нейтрализуется обычной водой с мылом.
Примечание: помните, что никакая правильная профилактика не увеличивает срок службы вашего аккумулятора как у новой АКБ.
Когда придется обратиться в сервис?
Пытаться самостоятельно заряжать аккумулятор, который закипел в первые минуты после начала зарядки, опасно. Бурление, появившееся практически сразу, свидетельствует о том, что батарея неисправна. Если оставить ее на зарядке, то будет идти процесс выделения вредного и взрывоопасного газа. При его накоплении внутри корпуса может произойти взрыв.
Такое оборудование не подлежит ремонту. Везти его в автомастерскую бессмысленно. Необходимо будет купить аккумулятор.
При отсутствии зарядного устройства дома можно обратиться в ближайший автосервис. Его сотрудники смогут сразу проверить состояние АКБ и подзарядить аккумулятор, если это нужно. На станциях техобслуживания могут быть современные устройства, которые автоматически регулируют подачу тока в зависимости от состояния батареи.