Как проверить уровень электролита
В вашем распоряжении два способа для того, чтобы проверить уровень электролита в необслуживаемом аккумуляторе: по меткам на конструкции и по индикаторам. Рассмотрим каждый по отдельности:
- Сокращения “max” и “min” сообщат вам об уровне заряда. Написаны они на специально отведённом для этой цели окошке. Показатель, располагающийся посередине окна, говорит владельцу о том, что батарея полностью заряжена. Иногда для этого не предусмотрено окошко, но производитель оставляет для определения прозрачную часть корпуса, которая изготавливается обычно из пластика.
- Индикаторы. Некоторые разработчики выбрали такой вариант, который тоже прекрасно наглядно сообщает водителю уровень электролита. Как же они это делают? Ответ кроется в цвете, который производит непосредственно индикатор. Вариативность цветов ограничивается зелёным, белым и красным. Первый оповещает о том, что с батареей всё в полном порядке и волноваться не о чем. Второй- о том, что пора поставить аккумулятор на зарядку. Ну а третий цвет говорит о критическом состоянии батареи: он отображается тогда, когда повышена кислотность, и уровень воды упал. Конечно, не все модели используют именно эти цвета, поэтому изучите предварительно инструкцию.
Рекомендуем: Надо ли заряжать новый автомобильный аккумулятор после покупки и в каких случаях
Как мы вам уже сообщали, достоверного источника не существует, поэтому все показатели примерны и лучше обращать внимание на показатели почаще. Порой неисправность батареи зависит от того, что в ней упал уровень дистиллированной воды
Аккумулятор необслуживаемого типа, что видно из названия, не предусматривает в себе отверстие для внешнего вмешательства владельца для устранения данной поломки. Но один способ всё-таки есть. Итак, как же долить дистиллированную воду в необслуживаемый аккумулятор?
Порой неисправность батареи зависит от того, что в ней упал уровень дистиллированной воды. Аккумулятор необслуживаемого типа, что видно из названия, не предусматривает в себе отверстие для внешнего вмешательства владельца для устранения данной поломки. Но один способ всё-таки есть. Итак, как же долить дистиллированную воду в необслуживаемый аккумулятор?
- Во-первых, ни в коем случае не снимайте крышку батареи: она так закреплена, что поставить её обратно вы, скорее всего, и не сможете. Поэтому просто снимайте наклейку.
- Во-вторых, через прозрачные участки находим банки и перегородки. При помощи этой картины определяем места заливки воды или проверки плотности электролита.
- Аккуратно делаем проход, воспользовавшись инструментом наподобие шила.
- Теперь через проход в банке, там, где есть индикатор плотности, заливаем воду по 5 мл. Чтобы вам было удобно, купите для этой операции одноразовый шприц. Когда индикатор станет белым или зелёным – добавьте еще 20 мл.
- Уровень электролита проще определять, если у вас прозрачный корпус аккумулятора. В обратном случае прибегните к такому методу: погрузите шприц иглой в банку и потяните на себя шток. В тот момент, когда в полость шприца начнёт поступать электролит, сделайте отметку на игле.
- Дальше вам нужно сверяться по этой отметке, когда вы будете добавлять воду в оставшиеся банки.
- Проделанные вами дырки можно закрыть герметиком, или же вы можете вырезать из резины своеобразные пробки.
- Немного потрясите батарею, чтобы перемешалась недавно поступившая дистиллированная вода.
Зарядка необслуживаемой АКБ
Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля в домашних условиях вполне реальна. Только сразу стоит сказать, что пытаться восстанавливать батареи, которым пять и более лет, – бесполезное занятие: в лучшем случае это даст кратковременный эффект. Как заряжать необслуживаемый аккумулятор? Основной момент – правильный выбор зарядного устройства. Они должны обладать функциями:
- автоматической поддержки постоянного напряжения;
- ограничения тока.
Не последнее место занимает соблюдение безопасности. Зарядку необслуживаемого аккумулятора осуществляйте в проветриваемом помещении при положительной температуре (лучший вариант – 18–20 °С). И проблема здесь не только в том, что работать придётся с кислотой (используйте резиновые перчатки). В ходе зарядки образуется сернистый газ, HCl. Если эти соединения в большом количестве смешаются с кислородом, может случиться взрыв.
Автоматическое устройство стоит недёшево: как минимум, 6 тыс. руб. Поэтому заряжать необслуживаемые аккумуляторы лучше, одолжив аппарат у знакомых. До зарядки тщательно очистите батарею и протрите сухой тряпкой: грязь способна проводить ток. Если АКБ принесли с холода, дайте ей отогреться, так как она начнёт впитывать заряд после того, как раствор в банках прогреется до плюсовой температуры.
Как правильно зарядить необслуживаемый аккумулятор с помощью недорогого бюджетного ЗУ (если у вас есть время и терпение):
- Проверьте напряжение в батарее. Отсоедините провода от батареи и определите напряжение на её клеммах. Оно должно соответствовать 12,6–12,7 В. Если есть глазок-гидрометр, убедитесь, что он зелёного цвета.
- Правильно подсоедините клеммы. Далеко не в каждом ЗУ (тем более бюджетном) есть защита от «дурака» при коротком замыкании или переполюсовке. Поэтому «крокодилом» с чёрным проводом строго захватывайте отрицательный контакт батареи, красным – положительный.
- Установите начальное напряжение на ЗУ. Как правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор? Изначально установите U = 12,6 В. Если показания вольтметра дёргаются, постоянно скачут то в одну, то в другую сторону, придётся проверять банки АКБ: возможно, какая-то из них замыкает. При отсутствии на панели ЗУ вольтметра воспользуйтесь амперметром: ток заряда должен соответствовать ёмкости батареи (5 %, а не 10 %, как в обслуживаемых АКБ). Например, если параметр 55 А/ч, установите на зарядке 2,25 А. При необходимости быстрого восстановления АКБ начальное напряжение сделайте 13,9–14 В. При таком режиме батарея будет готова к использованию часа через три. Но только в том случае, если она была разряжена частично. При полном разряде для восстановления понадобится примерно трое суток (ставьте пониженное напряжение на ЗУ – 12–12,5 В). Вообще, быстрая зарядка за 1–2 часа никак не способствует длительному сроку службы, так как пластины-электроды будут перегреваться и разрушаться быстрее.
- Следите за процессом зарядки, не допускайте кипения. Контролируйте процесс. Выделение газов должно быть незначительным. Если заряжается вскрытая АКБ, можно измерить температуру электролита, которая не должна превышать 37,8 градусов. Если же происходит бурная реакция с кипением, это может говорить о негодности батареи к дальнейшему использованию.
- Постепенно повышайте заряд. Как заряжать аккумулятор без пробок дальше? Доведите напряжение до 14,4 В. Определите значение по встроенному вольтметру или с помощью тестера. Нормальное поведение батареи заключается в первоначальном снижении, затем увеличении и медленном уменьшении тока.
- Далее повторите процесс зарядки. После повтора примерно через 5 часов зарядный ток должен упасть до 1 А или даже ниже. За процессом можно и не смотреть вовсе, если применять интеллектуальное устройство.
Как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля при 100-процентном разряде? При таком положении вещей кислота переходит в электродные пластины. Поэтому сразу использовать большой ток не имеет смысла: вы просто будете делать электролиз, так как вода останется промеж пластин. При увеличенном токе ионы «сядут» на них и не пропустят к поверхности электролит. Как заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля при сильной потере работоспособности? Необходим малый ток, восстанавливающий заряд постепенно.
Как зарядить необслуживаемый аккумулятор зарядным устройством?
Зарядка необслуживаемой батареи автомобиля осуществляется при обязательном контроле напряжения на ее клеммах. Максимально допустимое значение напряжение при зарядке зарядным устройством не должно превышать 14,4 вольта. Для некоторых редких моделей – 16 вольт.
Более мощное напряжение вызовет реакцию воды в электролите, он просто начнет закипать. В результате этого образуются газы, водяной пар, который выйдет через специальный клапан. Из-за этого уровень электролита в аккумуляторе уменьшится, а его плотность повысится. А как вы помните, пополнить уровень электролита, долив в него воду, в такой системе обычным способом невозможно.
Следовательно, для зарядки необслуживаемого аккумулятора автомобиля лучше всего подойдет специализированное зарядное устройство. Главное требование к оборудованию – это автоматическое поддерживание заданного напряжения. Еще лучше, если ваш прибор помимо сохранения заданного напряжения, будет иметь функцию автоматического контроля величины тока.
Конечно, заряжать необслуживаемый аккумулятор можно практически любой автомобильной зарядкой ручного типа. Главное уметь правильно это делать, отслеживать напряжение и процесс зарядки от начала и до конца, чтобы не допустить закипания и перезаряда АКБ.
Подключаем аккумулятор к зарядному устройству
Необслуживаемый аккумулятор можно подключить к питанию как непосредственно в машине, так и дома. Поскольку в некоторых случаях в теплое время года, например, летом просто не имеет смысла снимать батарею и нести ее домой. Гараж, дача, частный дом или тихий городской двор и возможность протянуть удлинитель позволяют не снимать источник питания с автомобиля.
Однако самое главное – это правильно определить полярность на клеммах аккумулятора и соответственно их подключить к зарядному устройству. Перед включением зарядки стоит внимательно убедиться в правильности подключения, чтобы не вывести АКБ из строя.
Клемма плюс соединяется с плюсовым проводом, а минус – с минусовым. Как правило, провода отличаются по цвету:
- Красный провод идет на плюс;
- Провод черного цвета идет на минус.
Приступаем к зарядке необслуживаемого аккумулятора автомобиля
Когда зарядное устройство подключено к аккумулятору и готово к работе, настало время его включить
Но перед включением прибора важно заранее установить минимальное напряжение на зарядном устройстве. Только после этого следует включение зарядного прибора
Следующий шаг – это установка нужного напряжения. По возможности придерживайтесь следующей инструкции:
- Если аккумулятор разряжен не полностью, то уже на включенном устройстве следует установить напряжение 14,0-14,4 вольта, после чего начнется процесс зарядки батареи.
- Если аккумулятор сильно разряжен, то для начала следует выставить напряжение при зарядке 12 вольт. А когда зарядный ток опустится до значения 0,1 емкости аккумуляторной батареи, следует поднять напряжение до 14,4 вольта. То есть продолжаем делать в точности так, как было описано в первом варианте выше.
Сколько времени нужно заряжать аккумулятор?
Время, необходимое для приведения батареи в рабочее состояние может быть различным. Это зависит от многих факторов, например:
- Насколько сильно аккумулятор был разряжен;
- Его общее состояние, емкость, возраст и другие факторы.
В любом случае главным показателем окончания процесса зарядки необслуживаемого аккумулятора является ток зарядки, а точнее его величина. Если при заданном напряжении на клеммах аккумулятора ток зарядки снизится до значения в 200 мА, значит, процесс зарядки можно считать успешно завершенным.
Как правило, для достижения нижнего предела тока зарядки в 0,5-1 ампер в среднем потребуется 5-6 часов, а при плохом раскладе до 24 часов. В любом случае с зарядкой необслуживаемого аккумулятора нельзя спешить, а также наращивать напряжение выше максимального значения в 14,5 В.
Время заряда
Если автоматического ЗУ у вас нет, придётся проводить расчёты для определения времени, потраченного на заряд. Тут потребуется знать степень разряда и ёмкость.
- Когда АКБ полностью заряжена полностью, напряжение будет 12,6-12,7 В. У разряженных батарей это 116,-11,7 В. Когда заряд средний, это 12,1-12,2 В.
- То есть между полным зарядом и полным разрядом разница около 1 В. Нужно взять 10% от этого значения, то есть 0,1 В.
- Если ёмкость АКБ 60 Ач, уровень разряда при 12,1-12,2 В составит 50%. А это 30 А.
- Необслуживаемые АКБ заряжают током 10% от ёмкости. Если это 60 Ач, ток составит 6 А.
- Чтобы компенсировать потраченные 30 А, требуется минимум 5 часов.
Условно, ёмкость на 60 Ач заряжается за 10 часов, поскольку идёт подача тока 6 А. За каждый час восполняется заряд на 6 Ампер. Поскольку потеря составила, предположим, 30 А, тогда тут потребуется 5 часов.
Расчёт провести не сложно, поэтому каждый должен справиться с этой задачей.
Особенности необслуживаемых батарей
С точки зрения химических процессов необслуживаемые батареи ничем не отличаются от обычных. Те же положительные и отрицательные пластины, разнесенные в пространстве или механически разделенные сепаратором, и находящиеся в сосуде с токопроводящей жидкостью, участвующей в химических реакциях. В процессе эксплуатации химические и физические свойства электролита меняются и требуют периодического контроля (в первую очередь, уровень и содержание кислоты (плотность)).
Современные технологии позволяют выпускать батареи, электролит в которых в наблюдении и корректировке состояния в течение всего срока службы не нуждается. В этом и заключается необслуживаемость таких батарей. Аккумуляторы, не требующие контроля электролита, выпускаются по современным технологиям:
- Кальциевые батареи. Добавление этого щелочного материала в качестве легирующего материала к свинцу, из которого сделаны пластины, позволило уменьшить содержание сурьмы в электродах. Это не только привело к увеличению прочности пластин, но и резко уменьшило склонность элементов к газообразованию, причиной которого было разложение воды на кислород и водород при достаточно низких напряжениях. Вода в таких аккумуляторах практически не расходуется. Это позволило заправлять элементы электролитом на весь срок службы. К тому же кальциевые АКБ стали менее чувствительны к перезаряду и менее склонными к коррозии. За счет увеличения прочности пластины стали более тонкими, что позволило получить выигрыш в массогабаритных характеристиках или увеличить емкость в тех же размерах. Кальцием могут легироваться как половина пластин (одной полярности), так и все электроды. В этом случае технология называется Са/Са или Ca+.
- AGM. Здесь электролита в свободном виде нет – им пропитан сепаратор (разделитель) и пористый наполнитель пластин. Часть пор оставлена свободными для свободной циркуляции газов. За счет конструкции, где пластины и сепаратор сжаты в плотный пакет, достигается ряд преимуществ. В том числе, возможность рекомбинации кислорода и водорода внутри аккумулятора. Газы образуются при разложении воды, не успевают покинуть активную зону и вновь превращаются в воду. За счет этого также стало возможным делать такие батареи в необслуживаемом исполнении. К тому же они не так боятся глубокого разряда и менее склонны к саморазряду. Это снижает требования к их хранению.
- Гелевые аккумуляторы. В них электролит загущен до состояния геля. Это создает условия для полной рекомбинации газов, но придает определенные недостатки (пониженная токоотдача и т.п.), сдерживающие их применение в качестве стартовых элементов на автомобилях.
- EFB – технология. Промежуточная конструкция между обычными батареями и AGM. В таких элементах электролит содержится в жидком виде, но положительные пластины заключены в пористую оболочку, проницаемую для жидкости. Это позволяет уменьшить количество электролита в банке, поэтому часть EFB-батарей выпускается в необслуживаемом виде.
В остальном требования к сервисным операциям никуда не делись – так же надо контролировать напряжение и, при необходимости, проводить подзаряд, так же надо не допускать глубокого разряда (хотя для AGM и EFB этот вопрос не стоит так остро) т.п.
7 мифов о необслуживаемых АКБ
Заядлые автолюбители “побаиваются” необслуживаемых АКБ — это как машина без открывающегося капота
Перед тем, как заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля, полезно ознакомиться с мифами и заблуждениями о них. В идеале это должно помочь избежать фатальных ошибок при эксплуатации. А для некоторых автолюбителей рассмотренная информация будет веским поводом отказаться от покупки необслуживаемого аккумулятора. Как и наоборот — кто-то ещё сильнее захочет себе такой, или порадуется уже купленному.
Мифы и заблуждения:
- Необслуживаемый АКБ абсолютно не нуждается в обслуживании. Обслуживание автомобильного аккумулятора заключается не только в манипуляциях с электролитом. Как минимум, по мере необходимости его нужно подзаряжать от стационарного зарядного устройства (мастер-класс подзарядки АКБ перед зимой с фотоотчётом). А в идеале ещё и за чистотой корпуса желательно следить. Клеммы от окислов и солей тоже полезно очищать (об окислении клемм АКБ есть развёрнутый материал на Авто без СТО). В общем, не такой уж он и необслуживаемый…
- Необслуживаемые АКБ — это заговор. Существует конспирологическое мнение, что производители убрали доступ к электролиту не для удобства и безопасности. А чтобы АКБ умирали быстрее. Если вы склонны верить в подобное, то лучше сразу откажитесь от покупки необслуживаемого аккумулятора. От остальных достижений научно-технического прогресса — тоже. Мало ли. Вдруг это всё заговор.
- Пробки у необслуживаемых АКБ есть, но они спрятаны. Одна из веток конспирологии в мире аккумуляторов. Если посветить на некоторые необслуживаемые аккумуляторы, то можно увидеть на просвет нечто очень напоминающее пробки. Но если раскурочить такую батарею, то «спрятанные хитрыми производителями пробки» окажутся ничем иным, как ходами системы циркуляции газов и балансировки давления.
- Без вандализма нельзя узнать уровень электролита в необслуживаемой АКБ. Можно! Иногда двумя способами сразу. Первый — есть необслуживаемые аккумуляторы с индикатором. Второй — электролит и его уровень можно увидеть на просвет.
- Необслуживаемые аккумуляторы не боятся наклонов и переворотов. Гелевые и AGM АКБ действительно не боятся. А вот что касается моделей с наливным электролитом — наклонять и переворачивать их нельзя. В инструкциях к ним это обычно пишут. Но кто же их читает…
- Зарядка необслуживаемой АКБ может закончиться взрывом, так как нет пробок, которые можно вывернуть. Для сброса избыточного давления в процессе зарядки необслуживаемого аккумулятора в нём предусмотрена специальная система каналов и клапанов. А надуваются они иногда не от давления газов, а от перегрева и деформации свинцовых пластин.
- Восполнить уровень потерянного электролита в необслуживаемой батарее можно через контрольный индикатор. В одном из шести отсеков — действительно можно. Если удастся извлечь этот самый индикатор. В оставшиеся пять «банок» таким способом долить ничего не получится. Они отделены перегородками.
Это не все мифы. Но задача была рассмотреть те, которые касаются вопроса зарядки необслуживаемых аккумуляторов.
Как рассчитать время заряда необслуживаемого аккумулятора
Перед проведением работ необходимо удостовериться в степени разряда батареи. Для этого производители предусмотрели 2 варианта:
- Обозначения min/max расположены на специальном окошке корпуса. Когда показатель располагается в центре — батарея полностью заряжена.
- Цифровой индикатор. Наиболее удобный способ определения заряда. Для этого используется 3 вида цветов:
- красный — говорит о полном разряде аккумулятора;
- белый — говорит о том, что рекомендуется подзарядка;
- зеленый — показывает то, что батарея в полном порядке.
Однако следует помнить, что данные показания имеют рекомендательный характер, и реальный уровень заряда может быть другим.
Для более точного определения необходимо воспользоваться мультиметром. Показание в 11,7 — АКБ полностью разряжена; 12,7 — зарядка 100%.
Пример: если значение 12, то заряд батареи составляет 30% (0,1 равен 10% заряда. 12 — 11,7 =0,3=30%).
При зарядке постоянным током понадобится значение емкости аккумулятора, указанное в характеристике (возьмем 60 А/час)
Вычисляем время зарядки: 70% от 60=42. Рекомендуемый ток — 10% емкости. Здесь — 6 А. Необходимо разделить 42 на рекомендуемый ток 6 А (42/6=7). Время до полной зарядки составляет 7 часов.
Само же время зарядки аккумулятора напрямую зависит от степени разряженности. При полностью «пустой» батареи время до полной зарядки может составить от суток до 30 часов. Если имеет дело частичная разрядка, то время сокращается до 4-5 часов. В зависимости от модели ЗУ возможно придется контролировать процесс, так как полная зарядка достигается при показаниях тока в 0.2 А.
Что будет, если перезарядить необслуживаемый аккумулятор
Последствия такого шага могут быть весьма серьезными:
- Кипящий электролит разъедает внутренние детали.
- Кислота окисляет клеммы, образуя налет.
- Электролит вылезает из батареи, разрушая пластины, что приводит к полному разрушению аккумулятора.
- Возможен взрыв батареи.
Но есть и хорошая новость. В настоящее время производители для предотвращения тяжелых последствий начали выпуск аккумуляторов, которые имеют внутри специальный клапан, предназначенный для сброса давления в экстремальных ситуациях. В любом случае перезаряд батареи может привести к полному выходу изделия из строя.
Необслуживаемая АКБ требует постоянной подзарядки. Это необходимо для поддержания в рабочем состоянии всех систем автомобиля. При должном уходе и правильной эксплуатации аккумулятор не потребует замены и прослужит положенный ему срок.
В конце хотелось бы подвести итог статьи. Мы тщательно разобрали первоначальный вопрос — как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля и теперь знаем не только подробный план, но также особенности и характеристики АКБ
Обращайте внимание на особенности вашей конкретной АКБ и соответственным образом подбирайте к ней ЗУ
Как зарядить необслуживаемый автомобильный аккумулятор
При зарядке необслуживаемой батареи напряжение не должно превышать 14,5-14,8 В. Исправный аккумулятор в этом случае принимает ток, определяемый его внутренним сопротивлением – будучи максимальным в начале цикла, он постепенно снижается. На этом основан принцип действия автоматических зарядных устройств – при снижении тока до уровня 200 миллиампер цикл зарядки прерывается.
Если же зарядное устройство превысит заданное напряжение, то параллельно с зарядкой аккумулятора начнется разложение воды, входящей в состав электролита. В случае с необслуживаемыми аккумуляторами это особенно опасно тем, что увидеть «кипение» невозможно: в классическом аккумуляторе процесс газообразования виден через вывернутые пробки, здесь же они либо не могут выворачиваться, либо закрыты крышкой батареи.
Видео: Как заряжать кальциевый аккумулятор автомобиля — ПРАВИЛЬНО! Просто о сложном
Когда необслуживаемый аккумулятор значительно разряжен, то практически вся серная кислота из электролита израсходована на реакцию с пластинами банок, и фактически между ними находится вода с малой примесью солей свинца и кислоты. Попытка подключения зарядного устройства без ограничения тока приведет к тому, что начнется бурный электролиз воды, и к моменту начала заряда ее уровень снизится. Несколько таких циклов приведут к преждевременному выходу необслуживаемой батареи из строя.
Поэтому зарядное устройство должно иметь возможность ограничения зарядного тока – для стандартного цикла зарядки безопасным считается ток, не превышающий 1/10 от численного значения емкости аккумулятора в ампер-часах. Для распространенных 55-амперных батарей ток не должен превышать 5,5 А, для 75-амперных – 7,5, и так далее. Если же зарядное устройство не имеет плавной регулировки максимального тока, то устанавливается ближайшее меньшее значение. При подключении зарядного устройства к сильно разряженному аккумулятору ток нужно ограничивать на значении, вдвое меньшем, чем при нормальном цикле.
Существуют два принципа работы зарядных устройств:
- зарядка постоянным током;
- и импульсным.
В первом случае устройство регулирует напряжение на своих клеммах, добиваясь, чтобы через аккумулятор протекал заданный ток. Во втором устройство подает короткие импульсы, прерывая их по достижению предельного тока – так как электрохимические процессы в аккумуляторе имеют определенную инерцию, ток нарастает не моментально.
У каждого из вариантов зарядки есть свои преимущества – импульсная быстрее «оживляет» разряженную батарею, но стандартный цикл зарядки проходит медленнее, чем при зарядке постоянным током. В то же время простые автоматические устройства без импульсного режима зачастую неспособны начать зарядку разряженной батареи. Поэтому наиболее оптимальный выбор для зарядки необслуживаемого аккумулятора – это или устройство с принудительным включением импульсного режима, или автоматически включающее его в начале зарядного цикла.
Примитивные же зарядные устройства, не имеющие возможности ограничения тока и автоматического отключения по его снижению, для зарядки необслуживаемых батарей могут использоваться только в крайнем случае.