Чем отличается 4-е поколение от предшественников
Первые два варианта оборудования по переоснащению работы автомобиля с бензина на газ не могли точно дозировать топливо при разных нагрузках на двигатель.
Попытка дозировать газовое горючее была сделана только при изобретении ГБО 3-го поколения. Но в этой аппаратуре был существенный недочёт. Так как ГБО устанавливали параллельно с бензиновой системой подачи топлива, это не давало в полной мере реализовывать контроль расхода газа.
Электронный узел, который находился на смесителе-дозаторе, запаздывал принимать сигналы от лямбда-зонда. Итогом была запоздалая реакция переключения работы двигателя автомобиля на газ.
Данный недостаток был устранён при появлении газобаллонного оборудования 4 поколения. Дозатор-распределитель в комплектацию нового устройства уже не вошёл. Расход газа на автомобиле с ГБО 4 выполняется с помощью электромагнитных форсунок. Благодаря такой схеме стало возможным обеспечить высокий уровень точности дозировки при подаче газа в цилиндры.
ГБО 4 поколения можно комплектовать автомашины с двигателем, оснащенным турбо системой. Моноинжекторные автомобили с моновпрыском целесообразней ставить на 2-е и 3-е поколение ГБО.
Основные компоненты
Для максимально эффективного использования газового топлива 6 поколение ГБО получило такие составляющие:
- Модуль выбора вида топлива. К этому блоку подключены все магистрали подачи топлива. В зависимости от выбранного режима движения он обеспечивает подачу бензина или пропан-бутана. Этот модуль оснащен встроенным дополнительным бензиновым насосом, обеспечивающим быстрый переход на этот вид топлива. Необходимость использования такого насоса обусловлена разницей давлений между газовым топливом и бензином в момент переключения с газа на бензин. Мощности штатного бензонасоса в этот момент просто недостаточно.
- Газовый баллон со встроенным высокопроизводительным насосом. Насос расположен в специальной колбе, а подача газа к нему происходит через фильтрующий элемент. Без этого надёжная эксплуатация системы просто невозможна. Специалисты советуют проводить техническое обслуживание, включающее замену фильтров, через каждые 100 тысяч пройденных километров.
- Газовый блок управления. Данный ЭБУ считывает информацию с различных датчиков современного двигателя и обеспечивает подачу оптимального количества газовой смеси. Он также управляет процессом запуска двигателя на газу и переходом между разными видами топлива.
- Кнопка выбора топлива в салоне. Небольшой переключатель с индикацией количества топлива в газовом баллоне также может использоваться для управления некоторыми функциями. В противном случае придётся подключаться к блоку управления с помощью специального кабеля.
- Керамический фильтр. Обычно он выполнен в виде переходника, который приходится использовать при каждой заправке.
Газовые резаки по металлу
Газовые резаки по металлу – оборудование, которое предназначено для резки материалов. Оно необходимо в процессе металлообработки и раскройки. Данное устройство пользуется популярностью как в быту, так и на производстве.
Процесс резки металла происходит за счет его нагрева с помощью газообразного топлива. При этом с помощью газовых резаков можно разделить лист на части любого размера и формы. Это возможно благодаря специальной насадке, которая расположена на трубке. По ней подается кислород, необходимый для резки материала, а с помощью насадки может изменяться ширина нагреваемой площади, что позволяет выполнять резку с ювелирной точностью.
Благодаря инжекторному устройству, которое устанавливается в газовые резаки по металлу, данное устройство может работать даже при низком давлении горючих газов. Сам аппарат состоит из ствола, трубки и наконечника, который может меняться в зависимости от выполняемой работы.
Ствол состоит из нескольких частей:
- Непосредственно корпуса, со специальными вентилями, позволяющими регулировать количество подаваемого газа и кислорода;
- Рукоять, к которой присоединяться газовые рукава;
- Смесительная камера и инжектор.
Разновидности газовых резаков
Газовые резаки по металлу разделяются на виды в зависимости от того, на каком газе они работают:
- Пропановый – имеет высокую производительность. Отличается высоким уровнем надежности и безопасности при работе. Используется при обработке как черных, так и цветных металлов;
- Ацетиленовый – используется при ручной металлообработке. Благодаря высокой температуре подаваемой газокислородной смеси, данный аппарат может резать листы металла большой толщины;
- Кислородный – устройство инжекторной разновидности. Благодаря этому прибору струя кислорода приобретает максимальную скорость и при взаимодействии с пламенем обеспечивает качественную резку металла;
- Керосиновый – газовый резак, используемый для раскройки листов углеродистой стали толщиной не более 200 мм.
Существуют даже туристические резаки. Это компактные устройства, обладающие функцией предварительного подогрева подаваемого газа. Благодаря этому они могут использоваться под любым углом наклона. Такие аппараты отлично зарекомендовали себя в качестве устройства для домашнего использования.
Газовые устройства и техника выставке
Различное газовое оборудования и устройства, в том числе резаки по металлу, представляют крупные компании-производители на выставке «Нефтегаз», которая ежегодно проводится в ЦВК «Экспоцентр». Это крупнейшее отраслевое событие, в котором принимают участие флагманы различных отраслей, начиная от компаний-разработчиков нефтегазовых месторождений и заканчивая производителями оборудования.
В данном мероприятии принимают участие представители не только отечественных компаний, но и зарубежных партнеров. Это позволяет качественно обмениваться опытом с коллегами из разных стран, налаживать деловые контакты, искать новые рынки сбыта.
Кроме того, выставка «Нефтегаз» – это отличная площадка для реализации маркетинговых кампаний и повышения узнаваемости бренда и товаров. Она предоставляет возможность не только оценить новейшие технологии в той или иной отрасли, но и принять участие в различных демонстрациях новых товаров и оборудования.
Недостатки ГБО
Но не все так гладко, есть и обратная сторона медали. В рамках статьи плюсы и минусы ГБО нужно также рассмотреть и недостатки установки ГБО. Перейдем к рассмотрению минусов автомобиля с установленным ГБО:
- Баллон ГБО «съедает» полезное пространство багажника. (или же занимает место запасного колеса). Бороться с этим можно используя «докатку» или ремонтный тюбик со спец составом для ремонта проколов шин в дороге;
- Установка оборудования для ГБО, как и само оборудование, является самой затратной финансовой частью. Но чем больше бензина или солярки потребляло ваше авто до установки ГБО и чем больше годовые пробеги – тем быстрее наступит окупаемость установленного ГБО;
- Возрастают затраты на техническое обслуживание автомобиля (вместо ТО одной топливной системы нужно будет проводить одновременно ТО двух систем.) ;
- Падает мощность мотора (но при правильных настройках и регулировках это почти не ощущается) ;
- Даже при установленном и настроенном ГБО авто нуждается в заправке бензина или солярки, конечно намного в меньших объемах (в бензиновом моторе рекомендуемый переход с бензина на газ наступает при достижении температуры мотора в 40 град.; дизелю же для работы на газу все равно нужна «запальная» порция солярки так как сам газ от сжатия не воспламеняется. Расход традиционного для мотора топлива значительно возрастает с понижением температуры окружающей среды);
- Расход пропан-бутановой смеси будет выше чем бензина или дизеля. В зависимости от поколения установленного ГБО средний расход газа может быть больше на 20 — 30 процентов по отношению к расходу «родного» для мотора топлива;
- Газо-воздушную смесь тяжелее поджечь, поэтому к системе зажигания предъявляются более жесткие требования, чем при работе на бензине;
- При работе двигателя на газе клапана и седла клапанов испытывают повышенную температурную нагрузку (так как нет эффекта испарения капелек топлива с седла и его охлаждения при этом), что приводит к тому, что нужно более внимательно относиться к регулировке и проверке зазоров клапанов или состоянию гидрокомпенсаторов;
- Пропан-бутан тяжелее воздуха, поэтому при эксплуатации авто в гараже с ямой необходимо вырабатывать весь газ на улице, а в гараж заезжать на бензине, во избежание скопления газа и возможного взрыва. Также это может служить отказом некоторых паркингов принимать на парковку авто работающих на газу;
- Прокладывая маршрут нужно более внимательно отнестись к наличию газовых заправочных станций на нем, для возможной дозаправки;
- В нынешнее время при переоборудовании автомобиля на ГБО в 85 процентов случаев требуется вносить изменения в регистрационные документы автомобиля (заменять тех.паспорт).
Плюсы перевода автомобиля на газ
Баллон с газом в багажнике авто.
Основными плюсами от перевода авто на газ являются:
- Значительная экономия на топливе;
- Безопасность для двигателя;
- Экологичность газового топлива;
- Простота в эксплуатации газобаллонного оборудования.
Основным плюсом установки газа на авто является экономия на топливе. И практически все, кто принимает решение перевести свой автомобиль на газ, руководствуются, прежде всего, экономическими соображениями. Дело в том, что газ стоит в два раза дешевле бензина, а его расход больше всего на 20%. Таким образом, «чистая» экономия налицо, однако, производя такого рода расчеты, необходимо также учитывать стоимость самого оборудования и его обслуживания, а также то, несколько активно эксплуатируется машина. К примеру, если авто используется мало, то приобретение и монтаж ГБО будет окупаться достаточно долго.
Еще один плюс газа — повышение ресурса двигателя. Установлено, что двигатели, использующие в качестве топлива газ, работают значительно дольше, чем их аналоги на обычном топливе. Это связано с целым рядом факторов. Одним из важнейших из них является то, что октановое число газа составляет около 110, поэтому силовой агрегат работает более плавно и мягко, при его функционировании существенно снижается уровень вибраций и шума. В двигателях, работающих на газе, гораздо более эффективно работает система зажигания. Кроме того, газ в цилиндрах сгорает равномернее, благодаря чему существенно снижаются нагрузки на поршневую группу. К тому же, после сгорания смеси газа и воздуха на стенках цилиндров не образуется никакого налета.
Еще одним существенным плюсом газового топлива является то, что при его сгорании в атмосферу выбрасывается намного меньше вредных веществ, чем при сгорании бензина (специалисты утверждают, что как минимум в три раза). Дело в том, что в нем отсутствуют различные присадки и сера. Кроме того, в цилиндрах газ сгорает практически полностью.
Современное газобаллонное оборудование существенно сложнее по своей конструкции, чем то, что ранее использовалось для установки на карбюраторные двигатели. И комплекты, выпускаемые ведущими производителями, не доставляют водителям практически никаких проблем в эксплуатации и обслуживании. Кстати говоря, все они обеспечивают легкое переключение питания с газа на бензин непосредственно из салона автомобиля.
Некоторые водители опасаются, что перевод автомобиля на газовое топливо пойдет в ущерб безопасности. Иными словами, они боятся, что газ может стать причиной пожаров и взрывов. На самом же деле в этом отношении газ намного более безопасен, чем бензин: вероятность его возгорания или взрыва существенно ниже, чем у бензиновых паров. Кроме того, независимые тесты показывают, что правильно установленное качественное газовое оборудование даже при ДТП оказывается существенно более безопасным, чем стандартный бак с бензином.
Стоит ли брать машину на газу?
Пользователя
удерживают в основном лишь мифы, придуманные несведущими людьми. Против них
есть вполне обоснованная точка зрения специалистов.
Машина
хуже едет, работая на газе, нежели на бензине:
- Из-за
неправильного монтажа и пусконаладки комплекта ГБО. - Вследствие
неверного подбора поколения всей газовой системы под конкретную машину.
Баллон
опасен, если на машину, застрявшую на путях, наедет грузовой поезд. Либо,
например, загорится колесо. Тогда-то он, конечно, взорвётся. Во всех остальных
случаях даже баллон с метаном выдерживает столкновение с другой машиной – в
случае мелкого повреждения стенки метан начинает улетучиваться. То же самое
касается и пропанобутана – на открытой местности скопление газа просто не
успеет образоваться в достаточном для взрыва количестве, газ хаотично
разносится даже при малейшем ветре. А вот бензобак, лишь несколько более
толстый, чем банка консервов, взорвётся даже при столкновении с любой машиной.
Если попытаться его заправить пропаном, сэкономив на баллоне – то он просто не
рассчитан на такое, да и машина без полноценного комплекта ГБО не то что не
поедет, она вообще не заведётся.
В
основном, единственное, что удерживает автовладельца, знающего, что ему нужно
от машины, от перехода на авто, изначально ездящее на газу, в крайнем случае,
от переоборудования уже имеющейся машины, ранее ездившей на бензине, – “понты”
и предрассудки. Рано или поздно он пожалеет, что не “свалил” с бензомотора,
“переоборудовавшись” на газ.
Индустрия
“легковушек” тоже не стоит на месте: можно ездить на пропане, такие ГБО
доступны не работникам спецслужб и госорганов, как это было на заре газомашин,
а буквально каждому. Кажущаяся волокита и первоначальные затраты окупятся
максимум через несколько лет. Да и производители бензиновых мало- и
микролитражек не стоят на месте, совершенствуя комплекты ГБО из поколения в
поколение, ставя их не только в машины, но и в спецтехнику – мини-погрузчики,
тракторы и т. д. Как когда-то автоматическая коробка передач казалась
фантастикой и безумием, езда на газе носила лишь характер разовых, “пилотных”
акций. В умирающем в годы перестройки СССР не зря грузовики массово переводили
на газ, но из-за развала страны отечественный прогресс газомашин прервался, и
бензиновая индустрия, абсолютно ничем не сдерживаемая, вновь захватила российский
рынок. В конечном итоге, когда запасы нефти на суше всё же иссякнут – а это
произойдёт рано или поздно, скажем, лет через 30-40, — все машины перейдут на
метан, спирт и водород, при сгорании не выделяющие практически ничего, кроме
углекислого газа и воды. Фактически, через одно поколение людей должны стать
массовыми комплекты мини-ГБО (меньшие по габаритной мощности в разы, чем
сегодняшние), встроенные не только в полноценный автомобиль, но даже в мопед
или скутер
Если не брать во внимание альтернативное жидкое и газотопливо — у населения
не будет выбора, кроме газа – как когда-то все простые граждане были “привязаны”
лишь к бензину и ДТ
Поэтому
ответ на вопрос о том, нужно ли переходить на метан или пропан, однозначный.
Как бы ни хотели противного “бензокороли”, думающие в первую очередь о том, как
набить свои карманы на постоянно дорожающем бензине и ДТ, а после них хоть
трава не расти, — если машина для вас это средство передвижения и заработка
(например, вы работаете водителем автобуса, мусоровоза, либо вы – дальнобойщик,
представитель фирменной службы доставки и т. д.), а не игрушка для “тупого
мальчика с музыкой”, то от силы через год-три ГБО окупится и начнёт давать
отдачу.
Ни в коем случае не покупайте
подержанные машины, в т. ч. и переведённые с бензина на газ. Мотива здесь
всего лишь два:
- Хозяин
такой машины очень много ездит вот уже несколько лет, и экономия на топливе –
вопрос для такого человека насущный. - Напротив,
хозяин экономит на всём, включая качество ГБО, а “самопал”, “слепленный” на
ширпотребном ГБО низшего ценового диапазона, видно сразу. От таких машин вообще
нужно лететь прочь без оглядки, ибо на безопасность хозяину наплевать.
SEC
Компания из Польши, которая позиционируется как поставщик недорогого газобаллонного оборудования, причём здесь принцип создания китов аналогичен российской фирме. Используются компоненты сторонних производителей, которые объединяются в готовые наборы. Польский поставщик сотрудничает с такими компаниями как AEM, Valtek, OMVL, Poletron, Barracuda, Tomasetto, Atiker и пр.
Широкий выбор позволяет собирать комплекты, максимально соответствующие конкретному автомобилю и установленному двигателю. Так можно выгодно использовать имеющийся бюджет.
Некоторые автомобилисты отмечают, что в бюджетных китах используют комплектующие среднего качества. Но можно ли это считать серьёзным недостатком, вопрос очень спорный.
Типы ГБО
Газобаллонное оборудование выпускается для двух типов топлива:
- пропан-бутана;
- и метана.
В России более распространено ГБО для пропан-бутана. Плюсы монтажа ГБО под пропан-бутан:
- относительная дешевизна (по сравнению с метановым) комплекта оборудования;
- большое количество автозаправочных станций по всей стране;
- развитые станции тех.обслуживания.
Субъективно – газовые автозаправки выглядят не столь красочно, как бензиновые. Но обнаружить ГАЗС поблизости от дома или на трассе в дальнем пути – не проблема. Такие станции есть практически в каждом регионе страны. Часто ГАЗС под пропан устанавливают на бензиновых АЗС.
еще к одному плюсу можно отнести то, что баллоны под пропан-бутан изготавливаются в двух вариантах:
- цилиндрические баллоны,
- и тороидальные (повторяющими форму шины, их обычно размещают в багажнике вместо запаски).
Метан – газ, поставляемый отечественной корпорацией «Газпром» в разные страны мира. Метановое ГБО дороже пропан-бутанового, зато само топливо – дешевле. Недостаток метанового ГБО в громоздкости и большой массе баллонов. Да и сеть метановых ГАЗС развита в России недостаточно.
Минусы применения газобаллонного оборудования
- Вес транспорта изменится в большую сторону после установки газового оборудования.
- Необходимо затратить средства на установку оборудования. Этот недостаток существенен, если машина используется редко, то есть её пробег менее 10000 километров в год. Чтобы окупить затраченные средства понадобится от 3 до 5 лет. При более интенсивном использовании стоимость оборудования будет компенсирована после 15-25 тысяч километров пробега.
- Недолив во время заправки из-за использования различного оборудования. Подача газа прекращается после срабатывания датчика давления, а они на АГЗС останавливают заправку в разное время.
- ГБО занимает место, которого и так не много в легковой машине. Соответственно уменьшается грузоподъёмность. Выходом из положения может стать установка тороидального баллона в отсек для запасного колеса, но как же без него? Преимущество имеют внедорожники с альтернативным расположением «запаски» и большим объёмом багажника, на который габариты газового баллона не окажут особого влияния.
- Газ взрывоопасен! Оборудование требует периодического осмотра, а его монтаж лучше производить в сертифицированном сервисном центре.
- Динамика разгона, как и максимальная скорость, снижается, что обуславливается медленным сгоранием газа. Также необходима регулировка зажигания по другое топливо.
- Воздушный фильтр придётся менять чаще.
- Газовые АЗС не так широко распространены, как бензиновые и дизельные.
- Установка ГБО является достаточно серьёзным вмешательством в конструкцию транспортного средства. Велика вероятность лишения гарантии официальным дилером, продавшего машину, даже при предоставлении разрешающих документов установщиков оборудования.
ГБО 3 поколения
Серьезные перемены в работе газовых установок на авто начинаются с возникновения впрысковых механизмов. Главным отличием ГБО 3 от предыдущего типа стало появление электронной системы контроля и настройки подачи топлива. Оборудование предусматривает наличие электронного блока управления, который монтируется на машины, оснащенные бортовым компьютером. Электронный блок работает отдельно и не синхронизируется с бортовым устройством. Механические форсунки на каждый цилиндр позволяют уменьшить потребление топлива и снизить потери КПД.
ГБО 3, как и следующие поколения газобаллонного оборудования, устанавливается только на инжекторные двигателя. В Украине не получило широкого распространения, поскольку на смену пришло ГБО 4.
Плюсы:
- снижение количества выхлопных газов;
- отсутствие “хлопков” во впускном коллекторе;
- оптимизированный расход топлива;
- высокий ресурс мотора;
- модернизированный ЭБУ.
Минусы:
- появление конденсата в испарителе;
- быстрый износ фильтров;
- не соответствие стандарту Евро-3;
- низкая ремонтопригодность и дороговизна компонентов;
- медленное взаимодействие с ЭБУ.
Принцип работы
Главное преимущество газовых установок 6-го поколения – отказ от использования отдельных топливных форсунок для впрыска газовой смеси в жидком виде. Подача пропан-бутана происходит через штатные бензиновые форсунки. Благодаря этому установщикам не нужно вмешиваться в работу штатной системы впрыска топлива.
Производители ГБО предлагают разные модификации шестого поколения оборудования. Один из лидеров рынка – компания Vialle. Этот производитель предлагает свой вариант газобаллонного оборудования 6-го поколения под именем LPdi.
Суть данной установки заключается во впрыске в двигатель жидкой газовой смеси, подача которой выполняется по магистралям и форсункам, предназначенным для бензина. В результате такого решения характеристики силового агрегата не ухудшаются, а экономия получается очень существенная. Сжиженный газ используется также во время запуска и прогрева мотора.
Эксплуатация автомобиля на газу
Чтобы не причинить вреда машине, необходимо следовать нескольких правилам при эксплуатации:
- При температуре окружающей среды ниже -15 градусов (для инжекторных двигателей) и -10 (для карбюраторных), настоятельно рекомендуем производить запуск на бензине. Буквально через 5 минут редуктор возьмет на себя достаточную температуру, после этого можно будет переключиться на газ.
- Осуществлять переход с бензина на газ следует на 2 тыс. оборотах, иначе двигатель просто-напросто заглохнет. ГБО 4-ой модификации имеет интересную особенность — предусмотрена специальная кнопка, с помощью которой происходит автоматическое переключение. Обычно редуктор служит 7 полных лет, по прошествии данного времени советуем произвести замену мембраны, либо всего редуктора.
- Когда заезжаете зимой в гараж, сразу же установите переключатель топлива на бензин. Тогда у вас не будет трудностей со стартом двигателя в лютые морозы.
- Как минимум 2 раза в месяц необходимо сливать скопившийся конденсат из редуктора. Для этого там предусмотрена специальная гайка, ее следует открутить и подождать минут 5, а затем закрутить обратно. В зависимости от модификации ГБО, положение болта может меняться, но вы без труда сможете его отыскать.
Кнопка переключения ГБО
Теперь вы знаете, какие есть положительные и отрицательные стороны у ГБО. Зная все это, вы точно сможете решить, нужно ли вам устанавливать данное оборудование. Если вы решились на установку такого оборудования, мтарайтесь обращаться в надежные автосервисы. Только так можно быть уверенным в том, что нигде не допущено ошибок при монтаже. Желаем вам успехов!
Минусы ГБО
Заправочный интерфейс битопливного автомобиля
- Сложно найти заправку. В Европе, даже в Восточной, заправки, на которых предусмотрена возможность залить в бак пропан-бутан, не редкость. Поэтому для длительной поездки за границу на автомобиле, установка газобаллонного оборудования – отличный шанс сэкономить пару сотен евро (даже с учетом затрат на установку ГБО 4 поколения). А вот в России, Белоруссии, Украине и Казахстане такие заправки все еще редкость. Даже в Москве нет достаточного количества газозаправочных станций. Да и те заправки, что есть, не блещут высоким уровнем сервиса. К примеру, на абсолютном большинстве АГЗС попросту нельзя расплатиться картой, не говоря уж о таких приятных бонусах, как разные акции и карты лояльности, которые уже давно есть на обычных АЗС. Более того, на заправочных станциях по продаже пропана-бутана часто не выдают чеки, что может быть критично для командировочных людей, которым компенсируют расходы на топливо.
- Не обслуживают в фирменных сервисных центрах. Установка газобаллонного оборудования считается довольно серьезным вмешательством в заводскую сборку, поэтому в фирменных автотехцентрах, к сожалению, очень часто отказывают в бесплатном обслуживании такого автомобиля. Если вы устанавливали ГБО в официальном сервисе с хорошей репутацией, а на все установленные детали у вас есть соответствующие чеки и сертификаты, вы, конечно, можете подать в суд на автотехцентр, но это потребует от вас не стоящих того сил, нервов и средств. Да и времени на это уйдет немало. Исключение здесь составляют лишь автомобили, которые изначально созданы для газового топлива, но они до сих пор являются редкостью.
- Нельзя пользоваться крытыми паркингами. Согласно технике безопасности, такие автомобили можно ставить лишь на открытых парковках. Газобаллонные оборудование плохо переносит перепады температур, а если вы залили полный бак на морозе, а паркинг отапливается, это может грозить большими проблемами. Да и в целом газ, в отличие от бензина и дизеля, может взорваться (бензобак, к примеру, может разве что загореться), поэтому по современным правилам пожарной безопасности двери крытых парковок для машин с установленным газобаллонным оборудованием закрыты.
Дополнительные расходы. Если автомобиль планируется использовать для поездок на большие расстояния, в долгосрочной перспективе это будет выгодно. Но лишние расходы – всегда неприятная вещь. Для начала нужно будет потратиться на установку газобаллонного оборудования (ГБО 4-го поколения с тороидальным баллоном на 42 литра обойдется в 20-30 тысяч рублей). Каждые десять тысяч километров нужно проходить техосмотр за 800-1000 рублей. Регулировка двигателя, зажигания, замена фильтров – все это требует хоть и небольших, но весьма регулярных затрат.
Специальные температурные требования
Для Москвы это не столь критично, но в регионах, где наблюдаются чрезвычайно резкие перепады температур, использовать ГБО нужно с осторожностью, так как на холоде газ имеет свойство сжижаться. Именно поэтому перед началом эксплуатации ГБО, двигатель необходимо прогревать на бензине.
Дополнительные документы
Для установки ГБО нужно обращаться в специальные технические центры, у которых есть лицензия на установку газобаллонного оборудования. На сегодняшний день установка ГБО на автомобиль, в котором изначально был двигатель с бензиновой настройкой, является серьезным изменением технических характеристик транспортного средства. Эти изменения должны быть установлены согласно прописанной процедуре, в противном случае вам будет сложно продать автомобиль и совершенно невозможно получить бесплатное обслуживание в сервисном центре (его и так с большой неохотой осуществляют, а тут такой повод). Техцентр выдаст вам все необходимые бумаги на установку ГБО, с которыми вам нужно будет обратиться в ГИБДД для того, чтобы зарегистрировать новое оборудование на своем автомобиле.
Занимает много места
Газовые баллоны занимают много места в автомобиле, поэтому важно правильно подобрать и разместить наиболее подходящий данной модели автомобиля баллон.
Недостатки ГБО
Но не все так гладко, есть и обратная сторона медали. В рамках статьи плюсы и минусы ГБО нужно также рассмотреть и недостатки установки ГБО.
Перейдем к рассмотрению минусов автомобиля с установленным ГБО:
- Баллон ГБО «съедает» полезное пространство багажника. (или же занимает место запасного колеса). Бороться с этим можно используя «докатку» или ремонтный тюбик со спец составом для ремонта проколов шин в дороге;
- Установка оборудования для ГБО, как и само оборудование, является самой затратной финансовой частью. Но чем больше бензина или солярки потребляло ваше авто до установки ГБО и чем больше годовые пробеги – тем быстрее наступит окупаемость установленного ГБО;
- Возрастают затраты на техническое обслуживание автомобиля (вместо ТО одной топливной системы нужно будет проводить одновременно ТО двух систем.) ;
- Падает мощность мотора (но при правильных настройках и регулировках это почти не ощущается) ;
- Даже при установленном и настроенном ГБО авто нуждается в заправке бензина или солярки, конечно намного в меньших объемах (в бензиновом моторе рекомендуемый переход с бензина на газ наступает при достижении температуры мотора в 40 град.; дизелю же для работы на газу все равно нужна «запальная» порция солярки так как сам газ от сжатия не воспламеняется. Расход традиционного для мотора топлива значительно возрастает с понижением температуры окружающей среды);
- Расход пропан-бутановой смеси будет выше чем бензина или дизеля. В зависимости от поколения установленного ГБО средний расход газа может быть больше на 20 — 30 процентов по отношению к расходу «родного» для мотора топлива;
- Газо-воздушную смесь тяжелее поджечь, поэтому к системе зажигания предъявляются более жесткие требования, чем при работе на бензине;
- При работе двигателя на газе клапана и седла клапанов испытывают повышенную температурную нагрузку (так как нет эффекта испарения капелек топлива с седла и его охлаждения при этом), что приводит к тому, что нужно более внимательно относиться к регулировке и проверке зазоров клапанов или состоянию гидрокомпенсаторов;
- Пропан-бутан тяжелее воздуха, поэтому при эксплуатации авто в гараже с ямой необходимо вырабатывать весь газ на улице, а в гараж заезжать на бензине, во избежание скопления газа и возможного взрыва. Также это может служить отказом некоторых паркингов принимать на парковку авто работающих на газу;
- Прокладывая маршрут нужно более внимательно отнестись к наличию газовых заправочных станций на нем, для возможной дозаправки;
- В нынешнее время при переоборудовании автомобиля на ГБО в 85 процентов случаев требуется вносить изменения в регистрационные документы автомобиля (заменять тех.паспорт).
Переключение с бензина на газ
Система ГБО транспортного средства включается в рабочий режим только после достижения двигателем установленного программой числа оборотов. Если транспортное средство стоит на месте, тогда для переключения рабочего режима мотора на газ его нужно прогреть до запрограммированной температуры. То есть газобаллонная система активизируется автоматически согласно сделанным настройкам температуры и оборотов двигателя.
Системой можно управлять в период стоянки и при движении транспортного средства также самостоятельно. В салоне ТС для этого оборудован специальный переключатель, имеющий два положения: газ (перекрывается клапан подачи бензина) и бензин (перекрывается клапан подачи газовой смеси).
Сведения о рабочем режиме (газ или бензин) можно наблюдать на специальном индикаторе, а непосредственное переключение с одного положения на другое сопровождается звуковым сигналом. Необходимо отметить, когда в баллоне заканчивается газ, система также автоматически переключается на бензиновый режим работы, процедура сопровождается световым и звуковым сигналами.
Четвертое поколение газовых установок полностью исключает во впускном тракте образование хлопков. Поэтому данное оборудование можно монтировать на ТС со впускными коллекторами, изготовленными из пластика, и впускными системами, имеющими переменную геометрию.
Чтобы продлить эксплуатационный период форсунок, редуктора ГБО 4 можно использовать добавочный газовый фильтр, который предотвратит попадание в систему различного мусора, который собирается на заправках в старых емкостях. На современных заправках данная проблема потеряла актуальность.
Вывод
В рамках данной статьи мы постарались рассмотреть все плюсы и минусы ГБО и после всего сказанного можно сделать следующий вывод.
Даже учитывая минусы присущие ГБО множество автолюбителей и предприятий оснащают свои автомобили этими системами. С каждым годом количество автомобилей с установленным ГБО растет. Если вы не «крутите» свой мотор на полную мощность и недалеко от Вас расположена газовая автозаправочная станция, то вполне возможно, что установка ГБО на ваше авто позволит существенно Вам снизить расходы на эксплуатацию вашего автомобиля.