Автосканеры для диагностики автомобилей: какие лучше

Кодировка ошибок, которые способен обнаружить диагностический сканер

Каждая ошибка имеет свой код. Все коды ошибок делятся на категории. Вот перечень проблем по категориям:

P0100-P0199

Эти проблемы, которые относятся к проблемам, связанным с датчиками карбюратора, впускного и выпускного коллектора двигателя. Так же в этой категории проблемы, связанные с датчиком массового расхода воздуха, датчиком температуры масла, датчиком давления топлива, а также датчиком кислорода.

Эти ошибки самые критические и непосредственно влияют на стабильность работы двигателя и безопасность его эксплуатации.

P0200-P0299

Эти коды второй категории. Они показывают проблемы, связанные с цилиндрами сгорания двигателя. Так же тут скрыты неисправности, которые могут повлиять на топливный инжектор, насос, датчики положения, дроссель или цилиндры сгорания.

P0300-P0399

Это третья категория кодов, которые показывают проблемы, связанные с системой зажигания, а также системой выпуска двигателя. Общие проблемы, связанные с катушками зажигания, цепью ГРМ, распредвалом или коленвалом.

P0400-P0499

Эти коды касаются главным образом выхлопной системы, а также контроля выбросов. В этих кодах зашифрованы такие неисправности, как наличие водяного пара внутри каталитического нейтрализатора, слишком большое давление, в выхлопной системе и неисправность системы управления. Перегрев также находится в этой категории ошибок.

P0500-P0599

В этой категории скрываются недостатки электрической системы, например: неисправный блок предохранителей, система управления, круиз-контроль и усилитель руля.

Как выбрать ELM327

Из-за множества клонов разного качества есть риск нарваться на устройство с урезанной функциональностью, которое будет работать неправильно или не запустится вообще. При покупке нужно учитывать три важных момента.

1. Тип подключения

Существует несколько версий ELM327 с разными интерфейсами подключения. Самыми распространёнными являются адаптеры с Bluetooth, Wi-Fi и USB. Отличаются они не только возможностью соединения, но и совместимостью со смартфонами и компьютерами. В остальном функции идентичны.

  • Bluetooth — самые дешёвые сканеры, которые работают только с Android-смартфонами.
  • Wi-Fi — более дорогие версии, совместимые как со смартфонами на Android и iOS, так и с компьютерами.
  • USB — чуть дешевле сканеров с Wi-Fi. Работают только с компьютерами, зато отличаются надёжностью связи.

2. Версия прошивки

ПО адаптеров постоянно обновляется. На оригинальных ELM327 актуальная версия уже 2.2. Китайские клоны продаются с прошивками 1.5 и 2.1. Как ни странно, более свежий вариант хуже.

Попавший к китайцам чип был с микропрограммой версии 1.5. Все клоны с такой прошивкой имеют ПО оригинального ELM327. Позже появились копии сканеров версии 2.1. Последняя является лишь изменённой прошивкой 1.5, причём не в лучшую сторону — для удешевления производства китайцы убрали многие протоколы связи. Кроме того, есть обычные адаптеры с версией 1.5, которые продаются под видом 2.1.

По факту сейчас в продаже доступны три варианта клонов ELM327:

  • ELM327 1.5 — старая, но оригинальная прошивка;
  • ELM327 2.1 — урезанная оригинальная прошивка под видом более новой;
  • ELM327 2.1 — оригинальная прошивка под видом новой, но без изменений.

Очевидно, что стоит покупать адаптер именно с оригинальной прошивкой версии 1.5. Например, вот один из проверенных продавцов, у которого можно купить недорогую Bluetooth-версию ELM327.

3. Тип диагностического разъёма авто

У некоторых машин, особенно до 2000 года и отечественных, диагностический разъём имеет колодки других стандартов. Подключить к ним сканер напрямую не выйдет. Для таких случаев используют специальные переходники: с одной стороны у них совместимый разъём для конкретной модели авто, а с другой — стандартный OBD-II.

Слева переходник VAG 2×2 — OBD-II (Volkswagen, Audi до 1997 г.), справа — GM12 — OBD-II (Daewoo, ВАЗ) / aliexpress.com

Проприетарные колодки могут иметь различную форму и количество контактов. Поэтому перед покупкой сканера уточните, какой стандарт разъёма используется на вашем авто, и при необходимости докупите соответствующий переходник.

Интерфейс стандарта OBD2

Во-первых, следует четко разграничивать понятия «разъем OBD2» и «интерфейс OBD2».

Интерфейс – это вся «начинка», все аспекты, включая и сам разъем, которые затрагивают совокупность стандартов. К этим аспектам относятся:

  • Форма, схема сборки, распиновка, подключения и местоположение разъема;
  • Стандарты исполнительных и контрольных команд, порядка и формы обмена данных, формат сообщений, поддерживаемые программы;
  • Вид и приоритеты связи.

По своей сути, интерфейс характеризует программное обеспечение, при помощи которого работают диагностические устройства OBD2-типа. Все запрограммированные в ней функции согласованы со стандартами OBD2.

Сейчас, на просторах интернета можно найти множество утилит, с помощью которых, тестовые приборы OBD2 – типа работают с персональными устройствами на разных платформах (IPhon, Microsoft, Android).

Лидером по популярности является OBD-2 iPhone Application – проф. приложение для IPhonе и IPad, предназначенное для диагностики автомобиля оборудованием OBD2 и ELM327. Главный показатель его популярности – это мобильность. Сканеры и автотестеры с этим ПО подключаются как к компьютерам и ноутбукам Applе, так и к смартфонам, планшетам. Это дает возможность тестирования в любом месте и при любой ситуации. А функции отслеживания параметров в реальном времени превращают ваш телефон в пульт управления вашим автомобилем.

Широкое распространение получили приложения DashCommand и Torque, которые, понятным интерфейсом и удобством пользования, завоевали симпатии многих автовладельцев.

До появления приложений для мобильников, утилиты для Windows практически единолично властвовали в царстве диагностики. Среди них особой популярностью пользуются до сих пор ScanTool и MyTester. Однако все меньше пользователей отдают свои предпочтения утилитам для ПК.

Но есть одно существенное превосходство таких ПО – это высокая степень защищенности, как самого ПК, так и бортового компьютера от постороннего (хакерского) вмешательства. Причина кроется в способе подключения. Мобильные приложения связываются по беспроводному каналу (Wi-Fi и Bluetooth), а ПК соединяется черезUSB-порт. В первом случае любой гаджет с подобной программой, находящийся в диапазоне действия беспроводной связи, может получить доступ к вашему автомобилю и ПК. Тогда как, в случае связи через USB, чтобы зайти в вашу систему, ему надо сесть на ваше место перед компьютером.

Классификация диагностических автосканеров

Работа современного автосканера заключается в считывании информации, поступающей с электронного блока управления автомобиля. И что еще очень удобно эта нужная нам информация выводится на дисплей, роль которого может иметь ПК, планшет или ноутбук.

Как правило, все виды автосканеров по функциональности можно разделить на три основных типа:

  1. Дилерские;
  2. Марочные;
  3. Мультимарочные.

Дилерские сканеры программируются для использования только на одной конкретной марке автомобиля. Такие автосканеры способны проводить полный спектр диагностики запрограммированного автомобиля и обладают самыми большими возможностями в диагностике транспортных средств.

Чаще всего данные сканеры встречаются в дилерских центрах и на некоторых больших станциях технического обслуживания. Поскольку обладают высокой стоимостью, недоступной простому обывателю.

Марочные сканеры, также как и дилерские, выпускают для диагностики одной или нескольких схожих марок автомобилей. Но в отличие от дилерских автосканеров имеют скудные возможности и урезанный функционал. Часто такие приборы обладают низкой ценой, доступной для личного использования.

Мультимарочные сканеры в отличие от дилерских могут работать практически с любыми марками автомобилей. По своим возможностям и характеристикам такие сканеры уступают дилерским приборам, но в большинстве ситуациях их функционала более чем достаточно для качественной диагностики автомобиля любой марки. Чем и завоевывают доверие многих специалистов.

Такие автосканеры применяется на многих автосервисах и СТО, а также многими автолюбителями для самостоятельной диагностики автомобилей любой марки. Поскольку некоторые из диагностических моделей имеют вполне доступные цены, а их функционала достаточно для выявления множества неисправностей, чтения и сброса ошибок.

Лучшие профессиональные автосканеры

Цена таких устройств лежит в пределах 50-200 тыс. руб. и зависит от производителя, количества функций. Профессиональный сканер стоит купить водителю, у которого более 2 машин разных марок, или работнику автосервиса. Для «любителя» такая трата средств неоправданная и даже опасная – устройством можно по ошибке перепрограммировать машину.

Выбирая профессиональный прибор, изучите следующие нюансы:

  • Характеристики процессора – повлияют на скорость работы.
  • Объем внутренней памяти и возможность ее расширить – для обслуживания большого количества машин нужно не меньше 32 Гб.

2. Launch Pro X431

Популярный китайский сканер нравится многим владельцам автомобилей за широкий функционал и умеренную (для профессиональных приборов) цену. Сделан он на базе планшета Lenovo из крепкого пластика, имеет большой цветной сенсорный дисплей, систему Android. В базе устройства, как иномарки, так и отечественные машины, включая ГАЗ и УАЗ. Диагностику можно делать на всех, устранять ошибки – нет. Часто на эту проблему жалуются владельцы Тойот, азиатских авто.

Последняя версия сканера от 2017 года работает стабильно, но все зависит от программного обеспечения. Его обновления не всегда удачные, могут привести к проблемам в диагностике – не показывают двигатели некоторых марок машин. Решается это откатом базы или обращением в российскую поддержку. Аппарат работает через Bluetooth на расстоянии 10 метров, а память увеличивается до 32 Гб.

Цена:

82 тыс. руб.

Преимущества:

  • 3 года бесплатного обновления;
  • глубокая диагностика;
  • цена;
  • скорость работы (благодаря процессору);
  • функция перепрошивки.

Недостатки:

  • проблемы с ПО;
  • не работает с грузовыми машинами.

1. Bosch KTS 590

Лучший сканер для диагностики автомобиля любой марки, но созданный для Европы. По этой причине с японскими машинами справляется хуже. Для остальных перевод и расшифровка ошибок точные, считывание параметров достоверное. Устройство выпускается в крепком пластиковом корпусе с большим цветным экраном. Работает как через кабель, так и через блютуз стандарта I класса. Скорость передачи данных высокая, но ремонт и настройки лучше делать по проводу.

Сканер поддерживает 23 тыс. моделей автомобилей – намного больше, чем конкуренты. Он сам определяет параметры транспортного средства, год выпуска. Во встроенной базе данных есть информация по оборудованию, электрическим схемам, рекомендации по устранению ошибок. В сканере установлен 2-хканальный осциллограф, который не дает просадку сигналов при проверке. Можно параллельно смотреть несколько систем автомобиля, что ускоряет процесс.

Цена:

180 тыс. руб.

Преимущества:

  • точность данных;
  • надежность;
  • легкий (0,5 кг) для профессионального прибора;
  • корпус защищен от ударов;
  • экран 8 дюймов.

Недостатки:

стоимость.

Рейтинг автосканеров для самостоятельной диагностики автомобилей любой марки

Выбрать подходящий автосканер для самостоятельной диагностики автомобилей любой марки трудно. Для этого необходимо слишком много знать о возможностях и потребностях каждого автовладельца.

Поэтому мы составили для вас небольшой рейтинг популярных мультимарочных моделей, который основан на многих опросах пользователей, владеющих данными автосканерами. Попытаемся раскрыть достоинства и недостатки каждой модели.

DELPHI DS150E

Первое место за автосканером американского производства “DELPHI DS150E”. Модель является одноплатной, подключается через стандартный разъем ОВД-2. Программное обеспечение на русском языке, работает на компьютере с любой версией операционной системы Windows, что очень удобно.

Имеет большую базу данных, поддерживает более 4000 моделей легковых и грузовых автомобилей. Обладает повышенной чувствительностью к тормозной системе и имеет низкую стоимость. Средняя цена такого прибора 5900 рублей.

ELM-327

Второе место занимает адаптер “ЕЛМ-327” (Китай). Данная модель автомобильного сканера является полной копией американского аналога. В настоящее время этот факт уже многих не отталкивает от покупки. Поскольку захват мирового рынка китайским товаром и его клонирование сегодня уже стало нормой.

Сканер обладает маленькими размерами, что очень удобно при его эксплуатации. Подключается к ноутбуку или смартфону одним из способов: с помощью “USB”, “Bluetooth” или “Wi-Fi”. Для работы автосканера необходима установка специальных программ для считывания данных автомобиля. Для смартфонов лучше всего себя зарекомендовала программа “Torque”.

Основной функцией сканера является выявление ошибок бортовой системы и их исправление. Подходит почти для всех моделей авто. Является самым популярным устройством для считывания информации с автомобиля. В первую очередь это обусловлено его самой низкой ценой во всей линейке автомобильных сканеров. Цена его начинается от 350 рублей, может изменяться в зависимости от подключения.

Недостатками данной модели автосканера является ее слабое программное обеспечение, устраняет только поверхностные ошибки. С таким устройством добраться до глубин проблем у вас просто не получится. И все скаченные для него программы пиратские.

Launch CReader V

На третьем месте, по отзывам автолюбителей, расположился автосканер “Launch CReader V”. От других более дешевых аналогов отличается своей автономностью. Для его работы подключение к компьютеру не требуется. Поддерживает русский язык.

Недостатки автосканера:

  • Имеет слишком высокую стоимость для столь скудного функционала. Его цена составляет около 4100 рублей.
  • Обладает встроенным монохромным дисплеем.
  • Работает только с протоколом ОВД-2.

Ancel AD410

Довольно дорогой автодиагностический сканер. Он стоит около 4000 рублей, но при этом часто приобретается российскими автовладельцами. Устройство обладает удобным меню и широкими возможностями. Благодаря небольшим размерам, цветному дисплею и понятому меню работать с ним очень удобно. Устройство сочетается со многими ноутбуками и смартфонами. Может применяться для диагностики американских, европейских и азиатских машин с 1995 года выпуска. Но также многие покупатели используют его и для проверки современных российских автомобилей последних годов выпуска. Гаджет автоматически обновляет программное обеспечение при подключении к ноутбуку или компьютеру.

С помощью данного автосканера можно найти и устранить практически все известные ошибки, связанные с автоэлектрикой и автоэлектроникой. При необходимости коды ошибок можно распечатать при подключении к ПК на принтере. Устройство позволяет не только провести весьма точную диагностику, но и узнать многие параметры авто. Оно многофункционально и надёжно, имеет привлекательный дизайн и удобные размеры. Сканер практически лишён недостатков. Сканер может применяться не только автовладельцами для личного использования, но и работниками СТО.

Теперь вы знаете, какие OBD2 сканеры, доступные россиянам для применения в личных целях, стали лучшими в 2022 году. А вам приходилось пользоваться такими устройствами для диагностики или обращаетесь в автосервис? Удавалось ли самостоятельно найти и устранить ошибки? Как вы считаете, самостоятельная диагностика с помощью адаптеров может быть точной или не стоит ей доверять? Если у вас есть вопросы или вы хотите поделиться интересной информацией по теме, пишите в комментарии.

Что можно делать диагностическим сканером в машине?

Далее мы рассмотрим какими функциями обладает сканер для автомобиля, и что нужно от него ожидать.

Нужно помнит, что автосканер — это прибор для получения диагностической информации, и та информация, которую вы получаете служит «пищей» для размышления, для выявления причин неисправности, а не руководством к действию.

Функции и возможности диагностических сканеров: 1. Идентификация блока управления двигателем. Информация по системе двигателя, VIN номер шасси и т.д.; 2. Поток данных параметров двигателя (Data stream). Здесь отображается температура, угол опережения зажигания, время впрыска, массовый расход воздуха, коэффициенты коррекции и т.д.; 3. Считывание кодов ошибок. В этой статье последовательность расшифровки кодов; 4. Freeze Frame (замороженный кадр). Данная функция записывает параметры двигателя в момент появления неисправности (обороты, пробег, температура, расход воздуха и т.д.). То есть дает увидеть, какие условия были у двигателя, и в какой момент выскочила эта ошибка; 5. Стирание кодов неисправностей. На старых автомобилях данную процедуру можно было сделать, сняв клемму с аккумулятора. Сейчас же производители стали выносить информацию по неисправностям в память блока управления в энергонезависимую область. Сделано это для того, чтобы при смене АКБ – коды неисправностей не стирались; 6. Управления исполнительными механизмами (форсунки, реле, модули зажигания, регуляторы холостого хода); 7. Выполнение адаптаций. Например, адаптация дроссельной заслонки. Заходим в определенный раздел в программе сканера, нажимаем «Адаптировать дроссельную заслонку» — в этот момент на холостом ходу блок управления меняет положения заслонки, чтобы отрегулировать ее правильное положение; 8. Программирование блоков управления – доступно для дилерских и на части серьезных современных мультимарочных сканеров.

4.«Сканматик 2»

Заканчивает наш обзор российский сканер диагностический для легковых авто и некоторых грузовиков. Для синхронизации с компьютером у него есть USB-порт и поддержка Bluetooth. Устройство разрабатывалось в первую очередь для работы с отечественными автомобилями, поэтому обычно его используют именно с этой целью. Тем не мене диагностический сканер для русских авто неплохо контактирует с большинством иномарок. «Сканматик 2» имеет весьма функциональную программную оболочку. Она может в режиме реального времени строить несколько графиков, делать СО-коррекцию, строить и сразу же отправлять на печать отчеты по диагностике. Прибор можно подключить не только к ноутбуку, но и к планшету или смартфону. Единственный недостаток устройства состоит в том, что у него нет поддержки более актуальных платформ iOS и Windows Phone. Сканер стоит порядка 250 долларов.

Что это за устройство

Мультимарочный сканер для диагностики авто представляет собой электронное устройство с экраном, которое подключается к бортовому компьютеру транспортного средства, что позволяет получать следующую информацию:

  1. Получать данные о кодах неисправности и удалять их из памяти компьютерной системы.
  2. Получать информацию о работе электронных систем автомобиля в графическом или цифровом варианте.
  3. Выполнять обнуление так называемых сервисных интервалов.
  4. Выполнять кодировку блока управления и осуществлять активацию его спецрежимов.
  5. Проводить тестирование систем.
  6. Выполнять фиксацию поступающей информации при проверки всех подключенных датчиков.

Дилерские

Это классические сканеры, которые производятся на мощностях автомобильных компаний или их подрядчиков. Они имеют оригинальное программное обеспечение (ПО) и подходят только для одной марки машин. Иногда дилерские сканеры адаптируют под несколько родственных марок.

Кроме узкой специализации, отличительной чертой таких устройств является широкий функционал и, как следствие, высокая стоимость (до нескольких тысяч долларов). Эти приборы используются профессионалами для максимально точной диагностики автомобиля и коррекции ПО бортового компьютера. Такие сканеры обычно продаются или сдаются в аренду в официальных дилерских сервисных центрах той или иной марки авто.

Топ-3 сканеров диагностики российского рынка

1. Autel MaxiDAS DS708

Мультимарочный сканер профессионального уровня. Конструктивно выполнен в ударопрочном корпусе с 7-дюймовым тачскрином, программное обеспечение работает под управлением Windows CE.

Главное достоинство сканера, оправдывающее его цену (75000 р.) – это функциональная оболочка, имеющая качественную русификацию и продуманный интерфейс. Кроме того, сканер может подключаться к ПК и работать в качестве диагностического интерфейса, это удобно там, где штатного дисплея мало – при просмотре графиков текущих параметров, необходимости одновременно видеть перед глазами много строковых данных. Прибор имеет возможность наложения графиков друг на друга, во многих случаях это крайне удобно – например, при контроле расхода воздуха одновременно с оборотами двигателя.

Сканер не имеет встроенного аккумулятора и работает либо от питания на диагностическом разъеме, либо от аккумулятора автомобиля через прикуриватель или «крокодилы». В отличие от сканеров с беспроводным интерфейсом, DS708 неудобен при необходимости работать вне салона (под капотом, снизу автомобиля).

2. Сканматик-2

Этот сканер – отечественная разработка, предназначенная в первую очередь для российских автомобилей, но поддерживаются и популярные иномарки. Сканер имеет мощную программную оболочку, причем производитель выпускает софт как для ПК под управлением Windows, так и для Android-планшетов. Работа с автомобилями, не поддерживаемыми непосредственно, может вестись через стандартную программу для протокола OBD-II – это не дает возможности работы с какими-либо контроллерами, кроме системы управления двигателем, но для базовых диагностических операций и тестов исполнительных механизмов достаточно.

Главное преимущество Сканматик-2 – в цене: официальный прибор стоит менее 20 тысяч рублей, что дешевле, чем любой китайский мультимарочный сканер сопоставимого уровня. Для отечественных же автомобилей он является одним из самых популярных среди профессиональных диагностов прибором.

3. Launch X-431 PRO

Сканер распространен в небольших сервисах – его цена составляет немногим более 60 тысяч рублей, а поддержка программного обеспечения ведется даже для автомобилей, с которыми этот прибор вряд ли когда будет работать (с сервера компании можно скачать обновления для Maybach, Maserati и так далее). Немаловажный плюс – и в богатом наборе интерфейсных кабелей, позволяющих работать с автомобилями, лишенными стандартного 16pin разъема OBD-II.

Видео: Launch X413Pro Мнение.

Однако цена определяет и минусы сканера. Фактически он состоит из дешевого планшета на Android старой версии, связывающегося по Bluetooth с компактным адаптером, подключаемым к диагностическому разъему. Автономное время работы планшета невелико, к тому же сказывается и его слабое «железо» — фирменная оболочка Launch работает только из встроенной памяти, чтобы избежать ее переноса на SD-карте, и при обновлениях быстро забивает память устройства. После получения root-прав и ручного удаления ненужных программ место освобождается, но его нельзя назвать достаточным.

Второй минус – это низкое качество самого программного обеспечения. Для каждой марки программа имеет собственный интерфейс, не всегда локализованный. На профессиональном мультимарочном оборудовании интерфейс, напротив, строго унифицирован. Есть претензии и к качеству самого софта: ряд программ имеют ошибки или урезанный функционал, реально пользоваться ими невозможно (к примеру, сканер может считывать температуру двигателя выше 200 градусов или расход воздуха в несколько сот литров на холостом ходу).

Видео: Диагностика в кармане — Launch X431 iDiag (H-Auto)

Производитель регулярно выпускает обновления, но некоторые ошибки перекочевывают из одной версии в другую. Поэтому диагносты обычно используют X431 для работы только с определенным кругом марок, докупая со временем при необходимости мономарочное оборудование.

Нельзя не отметить и плюсы устройства: работа на Android позволяет устанавливать дополнительный софт, оперативно находить нужные данные через Интернет, не покидая автомобиль. Возможность вывода графиков параметров в реальном времени на дисплей реализована достаточно удобно, особенно если сравнивать с предыдущими представителями семейства.

Начиная с 2016 года, выпускается обновленная версия прибора. Его главное отличие – это применение производительного планшета Lenovo вместо прежнего noname-устройства.  Также увеличилась и диагональ дисплея – с семи до восьми дюймов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий