Другие причины стука в двигателе
- Неисправные гидрокомпенсаторы. Данное устройство предназначено для регулировки теплового зазора между кулачком распредвала и толкателем клапана засчет давления масла. Нередко гидрокомпенсаторы выходят из строя, и начинают стучать. Стучать они могут в двигателе на холодную или на горячую.
- Неисправность системы изменения фаз газораспределения. На различных автомобиля, данная система очень часто выносит мозг своим владельцам(например легендарные ваносы БМВ).
- Стук навесного оборудования. Возможен будет стук или даже свист какого-либо узла навесного оборудования двигателя. Например помпы, или компрессора кондиционера, либо роликовый натяжитель.
- Клапан ЕГР. На некоторых автомобилях, на холодную можно услышать стрекот клапана ЕГР. Как правило это не критично.
- Растянутая цепь. Стук двигателя на холостых оборотах будет проявляться при растянутой цепи. Основное преимущество цепи перед ремнем ГРМ это ее долговечность. Но это не значит, что она может ходить вечно. На некоторых брендовых иномарках (преимущественно немецких), цепь может растягиваться к 50-60 т.км пробега. Если цепь растянута, она так же будет издавать металлический стук, если двигатель бензиновый, то с растянутой цепью, его работа будет похожа на работу дизельного двигателя.
Это далеко не все причины стука двигателя, Потому что сейчас каждый производитель делает двигатель по своей технологии, которые не лишены недостатков и если их не учитывать, то они могут добавить владельцу много головной боли.
В целом, можно сделать вывод. Любой зазор у которого нарушилась геометрия в связи с выработкой, может стать причиной того или иного стука в двигателе при его работе.
Почему говорят, что двигатель «стуканул» ?
Почему про сломанный двигатель автомобиля говорят, что он стуканул? Что в двигателе стукануло? Почему так говорят? Это ведь не барабан.
Под понятием «стуканул» имеется ввиду не любая поломка двигателя, а — конкретная.
Под термином «стуканул» подразумевается, что произошёл обрыв шатунных болтов.
При этом нижний вкладыш шатуна упал в картер двигателя, поршень упал вниз, а коленчатый вал(своей шейкой) догнал упавший шатун и ударил по нём.
Тот, в свою очередь,пробил корпус двигателя и вылез наружу,показав всем, при этом «руку дружбы» в виде шатуна с верхним вкладышем.
После такого «стука» двигатель, уже не подлежит ремонту, а может служить, только, как запасной для нового(такого же)двигателя..
В последнее время, народ стал менее грамотным, в смысле технических терминов, и любой шум в двигателе называет «стуком»(не важно прогорел ли поршень(клапан), стучат ли клапана, не отрегулированные, бренчит ли цепь не натянутая и т.д.), забывая, что, на самом деле означает «стуканул»(а, может, и не зная про это вовсе). Стуканул ознает что двигатель прошел свои положенные моточасы, зазоры между коленчатым валом и шатунами в следствии износа увеличены, сам коленчатый вал болтается в своих постелях( местах вращения) и поэтому при работе слышен довольно громкий стук деталей друг о друга
Двигатель приходится снимать и подвергать полной разборке и дефектации всех его деталей. Коленчатый вал отдается в шлифовку, гильзы цилинров растачиваются под ремонтный размер или просто меняются, поршни ставятся ближайшего ремонтного размера, именно под их размер и растачиваеются гильзы цилинров. В современных двигателях бывает на стенках картера двигателя никасилевое покрытие, которое приходится стачивать на расточном станке и ставить чугунные гильзы
Стуканул ознает что двигатель прошел свои положенные моточасы, зазоры между коленчатым валом и шатунами в следствии износа увеличены, сам коленчатый вал болтается в своих постелях( местах вращения) и поэтому при работе слышен довольно громкий стук деталей друг о друга. Двигатель приходится снимать и подвергать полной разборке и дефектации всех его деталей. Коленчатый вал отдается в шлифовку, гильзы цилинров растачиваются под ремонтный размер или просто меняются, поршни ставятся ближайшего ремонтного размера, именно под их размер и растачиваеются гильзы цилинров. В современных двигателях бывает на стенках картера двигателя никасилевое покрытие, которое приходится стачивать на расточном станке и ставить чугунные гильзы.
Так говорят, когда происходит одна из двух основных неисправностей двигателя, при которых требуется серьезный ремонт ввиду невозможности дальнейшей эксплуатации и которые происходят по недосмотру.
«Стукануть» двигатель может тогда, когда водитель прозевал и вовремя не долил масло в двигатель или вообще не залил, или масло не поступает в главную масляную магистраль, так как он наехал на камень и смял поддон. Раз масло не поступает в коленвал, то происходит сухое трение,проворачивани е, выплавление подшипников скольжения (вкладышей). Обычно достаточно выплавления одного, чтобы появился стук, очень характерный, ни с чем не спутаешь. Нужно сразу остановить, потому и «стуканул», а не стучит, это не бывает долго, как инфаркт.
Второе жаргонное выражение, когда движок «клина дал». Это когда горе-водитель не долил воду или охлаждающую жидкость в систему охлаждения. Двигатель перегревается и поршни намертво заклинивают в цилиндрах.
Стук на высоких оборотах.
Причиной при которой появляется стук в моторе на повышенных оборотах является детонация. Детонация это процесс сгорания топливной смеси в цилиндре раньше положенного. Как заложено в принципах работы любого автомобильного ДВС, вся работа основана на 4-х тактах. Воспламенение топливо должно происходить, строго в определенный момент времени. Иногда, воспламенение происходит раньше времени, то есть до того момента когда на свече появится искра. В этот момент возникает детонация и как следствие стучит мотор на повышенных оборотах при нагрузке.
Детонация, может возникать по нескольким причинам
- низкое октановое число топлива
- раннее зажигание
- неподходящие свечи зажигания
- сильный нагар в цилиндрах
Детанция это главный враг двигателя, а в особенности двигателя с турбиной.
Как определить детонацию?
Если у вас появился стук в двигателе который выражается звонким и звенящем звуком при наборе оборотов, то это детонация. Появляется он при раскручивании мотора, и при больших нагрузках на него. Случаи когда возникает детонация:
- При разгоне(на повышенных оборотах)
- При подъеме в гору или при движении с большим грузом
- Когда включена слишком высокая передача, не соответствующая текущей скорости
Микрофон от телефона
Есть как отдельные микрофоны для телефонов, например для съемок видео (которые использую я). Но можно взять и стандартный, например от гарнитуры, которая идет в комплектации с любым современным телефоном (это такое утолщение на проводе, куда вы говорите при звонках, там есть микрофон)
Принцип также прост. Вместо палки, мы прижимает микрофон к той части, которая нас интересует, и снимаем видео
Важно! Чтобы поверхность микрофона прилегала плотно, чтобы вся вибрация проходила в него
В сложные места — микрофон можно примотать на палку или проволоку, и дотянуться, скажем до блока или поддона.
Затем вы просто смотрите то что отсняли, и анализируете, что у вас может стучать.
Причем можете прослушать и форсунки, и генератор, и цепь. Лично я так слушал много раз, и зачастую это работает.
Для тех, кто ничего не понял, посмотрите видео версию материала.
Как видите все очень просто, конечно полноценный осмотр на СТО это вам не заменит, однако понять в какой стороне сильный стук можно, а соответственно понять куда нужно лезть в головку, в блок, поддон навесное и т.д.
Я думаю моя информация была для вас полезна, подписывайтесь на канал, читайте наш АВТОБЛОГ, будет еще много интересного.
Диагностика мотора на слух: отсекаем посторонние звуки
Шум двигателя может сказать о многом
Важно помнить, что для правильной диагностики стуков и шумов силовая установка автомобиля после пуска должна нагреться до 80–85 градусов, иначе показания можно считать ошибочными. Лучше всего проводить измерения не на слух, а с помощью стетоскопа, и желательно современного электронного оборудования
По характеру и своеобразности посторонних стуков легко будет определить конкретную неисправность
Лучше всего проводить измерения не на слух, а с помощью стетоскопа, и желательно современного электронного оборудования. По характеру и своеобразности посторонних стуков легко будет определить конкретную неисправность.
Звуки из-за ослабленной фиксации двигателя к кузову напоминают шум мотора
Изначально весь диагностический процесс, связанный с мотором, можно разбить на несколько этапов. Первый из них, прослушка — так делают опытные автолюбители, так начинают свою работу эксперты, так пытаются показать, что они смыслят в машинах, новички.
Да и вообще, неправильно советует пословица, по крайней мере в данном случае, «лучше раз увидеть»… В нашем случае вернее будет раз услышать, чем сто раз увидеть, т.е. столкнуться с проблемой лицом к лицу.
Первое, что надо сделать в процессе прослушивания звуков — это определить, а вернее, доказать — их издаёт двигатель, а не другие узлы или элементы автомашины. Например, нередко стучат составляющие подвески, навесные элементы, потерявшие былую фиксацию и т. д.
Таким же логическим способом можно убрать из списка причин некоторые другие звуки, издаваемые не ДВС. К примеру, если покачать силовую установку снизу, удастся выявить звуки, которые связаны с креплением мотора к кузову или раме.
Иногда проблема с креплениями решается навариванием металлических уголков
Ещё интересные моменты:
- При свисте или жужжании сомнения должны падать в первую очередь на ремень генератора или ГРМ, привод распредвала или компоненты в районе помпы.
- Визг, скорее всего, свидетельствует о проблемах ремней (соскок), замерзании помпы, отсутствии смазки в генераторе и т. п.
Понятно, что демонтировав ремни или другие элементы, залив должно количество смазывающих жидкостей, можно исключить их из диагностического анализа.
Таким образом, первое и важное, что делается в процессе диагностики силовой автомобильной установки — это проверяется её «окружение». Цель понятна — тем самым доказывается принадлежность звуков и стуков двигателю
Рекомендуем для лучшего понимания природы проблемных звуков автодвигателя ознакомиться с ними подробнее.
- Звук идёт с верхней части мотора, напоминает звон металла. Как правило, такой металлический шум говорит о проблемах, связанных с клапанами. Вероятнее всего, что это симптом указывает на неправильную корректировку клапанов или их чрезмерный износ. Если шум нарастает по ходу набора оборотов, да ещё и внезапно, характер неисправностей свидетельствует уже о куда более широкой природе звуков — например, тут дело может быть и в зазорах.
Износ клапанов сигнализирует о приближении капремонта
- Шум похож на негромкое трение железных брусков между собой. Звук меняется при повышении или снижении моторных оборотов. Идет стук преимущественно с передка ДВС. Вероятнее всего, что это симптом ослабшей цепи ГРМ. Если автомобиль наделён именно цепью, а не ремнём — такой звук опытному автовладельцу должен быть знаком.
- Шумы низко-средней тональности, практические не изменяющиеся по ходу увеличения оборотов ДВС. Как правило, звуки идут из нижней части мотора. Такой стук более опасен, чем остальные, так как свидетельствует о повышенном износе «внутренностей» двигателя.
- Лязг, очень звонкий. Появляется чаще при разгоне или манёвре автомобиля. В большинстве случаях свидетельствует о детонационных стуках. Звуки издают поршни, принимающие на себя ударную волну от взрыва горючей смеси. Среди опытных автолюбителей такой шум принято называть «стучанием пальцев».
Рекомендуем: Противотуманные фары на ВАЗ 2114: установка и схема подключения
Что делать если застучал именно коленвал?
Если у вас проявляется сильный металлический стук, но двигатель еще работает – считайте, вам повезло! Значит — вкладыш провернуло, но не заклинило, в противном случае вы уже не сможете запустить свой агрегат. Не редко при «клине» вырывает кусок блока двигателя. Срочно глушим автомобиль и срочно на СТО. Сами вы уже ничего не сделаете, если вы конечно не «моторист».
Что будут делать на СТО мастера:
1) Сольют масло и снимут двигатель.
2) Разберут блок и вытащат коленвал.
3) Дальше уже по сложности процесса — если этот КВ еще годен (не сильные задиры в шейках), то его могут отшлифовать (места креплений) и поставить толще вкладыши. Если повреждения критические он идет на свалку, а вы покупаете новый, вместе с новыми вкладышами.
Процесс очень трудоемкий, требует квалифицированного мастера, иначе есть шанс, что подобное повториться. Не экономьте на таком ремонте!
Буду заканчивать, запомните — если стук металлический и очень сильный это очень плохо, срочно реагируем, везем – а не едем на СТО!
Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.
(8 голосов, средний: 4,50 из 5)
Проявление стука
Перед тем, как разъяснить, что стучит в моторе, нужно детально разобраться, когда можно услышать стук в двигателе.
- Стук движка происходит при его запуске. При пуске силового агрегата можно услышать глухие или звонкие шумы в верхней, нижней части мотора, которые при переходе его на холостые обороты, либо прогреве пропадают.
- Стук в двигателе на холостых оборотах. В данном случае можно услышать глухие или звонкие шумы, после того как силовой агрегат начинает работать на холостых оборотах и полностью прогрелся.
- Стук в двигателе на горячую работу. В данном случае посторонние шумы можно услышать при движении автомобиля, а также при его разгоне, нагрузке.
Отвечая на вопрос, почему стучит двигатель можно с уверенностью сказать, что причины этого могут скрываться в плохом топливе, износе подшипников коленвала или распредвала, износе цилиндров, поршней, их колец, отсутствие искры в свечах зажигания, а также износе клапанов мотора.
Нужно запомнить также, что причинами появление стука в силовом агрегате могут быть последствия перегрева двигателя.
Как определить, откуда раздается стук в двигателе
Чтобы начать ремонт автомобиля, необходимо определить характер стука, его мощность, место локализации и тональность. Для этого используют специальный прибор – стетоскоп. Если же вы хотите самостоятельно заняться диагностикой и ремонтом, а такого данного приспособления нет в наличии, то можно сделать его самостоятельно. Для этого необходимо взять металлическую банку и припаять её к стальному пруту. Дно банки будет хорошей мембраной. Для того, чтобы определить место, откуда раздается стук в двигателе необходимо прут прикладывать к различным деталям двигателя, а банку нужно плотно приложить к уху.
Важно помнить, что в каждой машине может быть при разной тональности звука одинаковая поломка, поэтому нельзя привязываться только к тональности. Так, при полной диагностике нужно определить такие характеристики звука:
- постоянность;
- частоту;
- периодичность;
- интенсивность.
Необходимо учитывать то, что на горячую и на холодную машину, стук может быть разным. Так, если автомобиль прогретый, то масло становиться реже и тогда частота ударов может быть намного больше, чем тогда, когда автомобиль холодный. Поэтому, при диагностике нужно учитывать давление двигателя. Стук может быть то интенсивнее, то медленнее. Это могут выйти из строя такие детали:
- Поршень может застучать в цилиндре.
- Поломка поршневых пальчиков.
- В головке блока может застучать распределительный вал.
- Находящийся в цилиндричном блоке коленвал.
- Клапан, коромысло или ось клапанного механизма.
- Клапан и его направляющая.
Поломки этих запчастей могут привести к столь неприятным звукам в двигателе.
Похожая статья — Почему нельзя смешивать антифриз
Стук в двигателе на горячую
Пока двигатель холодный и масло не разогретое, зазоры в деталях никак себя не проявляют. Стук становится все отчетливей по мере разжижения масла. Причин может быть несколько:
- увеличенный зазор между шейкой коленвала и коренными вкладышами;
- в шатунных подшипниках при образовании достаточно большого зазора между шейкой коленчатого вала и опорой;
- при появлении трещин в юбке поршня или непосредственно поршневом пальце.
Диагностировать, что именно из приведенных вариантов приводит к стуку, можно только с разбором мотора. Здесь вам понадобится помощь настоящего специалиста. Разобрать двигатель – дело одно, но подчинить поломку и собрать его обратно – это уже совсем другая задача. Если у вас нет специальных навыков, не стоит рисковать и заниматься самостоятельным ремонтом.
Нередко бывает и наоборот – непрогретый мотор работает тихо, а вот при прогреве начинает стучать. Такое явление ничего хорошего не предвещает, так как подобным образом стучит коленчатый вал или детали поршневой группы. Объясняется все достаточно просто:
- пока движок холодный, моторное масло густое, и зазоры в трущихся деталях никак не проявляют себя;
- по мере прогрева ДВС масло разжижается, и в изношенных деталях появляется стук.
Стук в двигателе на горячую возникает:
- в коренных подшипниках – при увеличенном зазоре между коренными вкладышами и шейками коленвала;
- в шатунных подшипниках при небольшом износе шатунных шеек к/вала – если зазор между шатунной опорой и шейкой к/в уже большой, металлический стук в двигателе слышен в независимости от прогрева ДВС;
- при треснутом поршневом пальце;
- при имеющихся трещинах в юбке поршня.
На холостых оборотах
Обычно на холостом ходу при малых оборотах прослушиваются
легкие стуки работы клапанов. На восьми клапанных двигателях более выражен, чем
на шестнадцати клапанных, несмотря на их увеличенное количество в два раза. Это
объясняется двумя причинами: во-первых, тепловые зазоры регулируются
гидрокомпенсаторами, во-вторых, с увеличением количества клапанов, число
колебаний амплитуд также увеличивается и в совокупности звуковые волны
смешиваясь образуют шумовой эффект, а не отдельные звуки.
На многих восьми клапанных двигателях тепловой зазор регулируется
в «ручную». И в случае установки теплового зазора выше предельной нормы,
установленной производителем, клапанный механизм начнет стучать во время работы
двигателя, особенно выразительным звук будет на холодном двигателе в верхней
его части. Большой зазор скажется также и на изменении фазы впрыска топливной
смеси, так как газораспределительный механизм ДВС начнет работать с некоторым
запаздыванием, как в открытии клапанов, так и в их закрытии.
В случае работы двигателя на холостом ходу без
прослушиваемых легких стуков, можно сделать безошибочный вывод о сильно
уменьшенные тепловые зазоры клапанов. При таких зазорах падает динамическая
компрессия двигателя, возникают неплотности в паре седло-клапан и возможен
прогар кромок тарелок клапанов. При этом, снижается динамическая характеристика
двигателя и повышается расход топлива.
Необходимо отметить, что чаще всего явно выраженные шумы
прослушиваются на малых оборотах коленчатого вала, т.е. на холостом ходу. Стук
шатунов также хорошо выражен в нижней части блока цилиндров, если даже не
использовать стетоскоп. Шатунный стук может появиться из-за износа вкладышей и
это может сопровождаться миганием аварийной лампочки давления масла. Чрезмерно
сильный шум шатунов опасен тем, что если, например, после ремонта не произвели
нормированную затяжку болтов крышки шатуна, то она может отсоединиться и шатун,
отскочив от шейки коленчатого вала может стучать о стенку блока и в конечном
итоге пробить ее. В народе такую техническую аварию называют «шатун показал
кулак».
На форсунках, в режиме холостого хода прослушиваются звуки
от работы клапанного механизма, в виде стержня-иглы, запирающая и открывающая
путь впрыску топлива. Стуки форсунок своеобразны и в зависимости от частоты
срабатывания иглы напоминают больше треск. На больших оборотах коленчатого
вала, частота следования импульсов увеличивается и звук практически уже не
слышен на общем фоне.
Поиск источника стука
Первым делом, когда стучит двигатель, необходимо найти источник постороннего шума. Первостепенная задача автовладельца заключается в поиске узла, где образуется этот неприятный и нехарактерный для исправного автомобиля звук.
Профессионалы могут определить источник проблемы, отталкиваясь только от тональности и примерного места расположения. В диагностических целях крайне полезно иметь в своём арсенале инструментов стетоскоп. Также некоторые умельцы изготавливают самодельные приспособления для прослушки.
Но тут стоит понимать, что тональность считается лишь косвенным признаком, поскольку шумы на различных двигателях при одинаковых неисправностях могут проявляться по-разному. Следует учитывать конструктивные особенности силового агрегата, и диагностировать поломку не по звуку, а путём комплексной проверки.
Если отталкиваться от характера постороннего стука, то его можно разделить на несколько категорий. А именно:
- постоянные;
- периодические;
- с разной частотой;
- эпизодические.
В случае с эпизодическими постукиваниями их уже стоит называть ударами, возникающими неравномерно.
Зачастую имеется непосредственная связь между появляющимся в ДВС стуком и оборотами, совершаемыми коленчатым валом. Чем быстрее начинает крутиться двигатель, тем интенсивнее возникают стуки, и становится выше их частота. Частоты иногда совпадают с частотой вала, либо же отличаются, что позволяет проще расслышать нехарактерный шум. В зависимости от текущего режима работы мотора, интенсивность может меняться.
Когда возрастают обороты и увеличивается нагрузка на мотор, параллельно повышаются нагрузки на компоненты кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма. Тогда изношенные детали соответственно будут стучать с большей силой и интенсивностью, нежели когда мотор работает на холостых оборотах
И тут важно заметить, усиливается ли шум по мере увеличения оборотов
Не стоит забывать и о том, что при увеличении оборотов двигателя повышается показатель давления масла в смазочной системе. И тут смазка может выступать в роли демпфера, который снижает интенсивность звуков, даже когда нагрузка на ДВС растёт. Потому при диагностике требуется параллельно учитывать текущую температуру двигателя. При горячем моторе стук может усиливаться, поскольку масло приобретает более жидкую консистенцию. А на холодном ДВС стуки вовсе могут не проявляться. Либо же случаются обратные ситуации.
Причины стука пальцев
Большая часть водителей стакивалась с своеобразным
металлическим лязгом во время резкого нажатия на педаль газа. До капремонта или
замены прокладки ГБЦ такое явление не происходило, а после капиталки стал
постоянным при разгоне. Звук не постоянный и исчезает с уменьшением нагрузки. Часто
путают со стуком клапанов, но на самом деле стучат поршневые пальцы.
Во время капитального ремонта мотор тщательно осматривают,
производят замеры износа цилиндров, прогиба и неровности ГБЦ, а также
сопряженной поверхности блока с ГБЦ. Если произошел сильный увод поверхностей,
их подвергают выравниванию методом фрезеровки, т.е. снимается слой от 0,01 до
0,05 мм поверхности, что, естественно, изменяет геометрические размеры высоты
цилиндра и радиуса камеры сгорания в головке блока. Изменение геометрических
параметров влечет к отклонению степени сжатия от заводских параметров. Степень
сжатия увеличивается и требуемый угол опережения зажигания, заложенный в калибровка
программы уже не соответствует исходной. Мотор собрали, залили тот же самый
бензин с октаном 92, и звон появился. Это одна из причин, появления треска
пальцев на двигателе.
Почему стучат пальцы на автомобиле с установленным газобаллонным оборудованием
во время работы на бензине. При установке газового оборудования, специалисты в
программе смещают угол опережения зажигания в «раннюю» сторону, и при
переключении режима работы двигателя с газа на бензин, происходит стук пальцев
при разгоне, вызванный небольшой детонацией в цилиндрах. Некоторые владельцы
автомобилей с установленным газовым оборудованием пытаются перешивать блок
управления с двойными калибровками, рассчитанными на бензин и газ.
Частным причиной стука поршневых пальцев может быть не корректно
установленная метка на распределительном вале двигателя после замены ремня ГРМ.
Что надо делать водителю при возникновении стука
Трудно однозначно ответить на представленный вопрос. Конечно же, при появлении стука в районе двигателя, необходимо немедленно обратиться к специалистам для проведения комплектной диагностики.
Тем не менее, если поводом к появлению шума послужили такие банальные причины, как открученный брызговик картера или маховика, вполне целесообразно обойтись собственными силами.
Таким образом, для устранения проблемы стука в двигателе важно научиться распознавать её природу, и на основе полученных сведений делать соответствующие выводы о дальнейшем разрешении сложившейся ситуации
Стук в двигателе на горячую
Пока двигатель холодный и масло не разогретое, зазоры в деталях никак себя не проявляют. Стук становится все отчетливей по мере разжижения масла. Причин может быть несколько:
- увеличенный зазор между шейкой коленвала и коренными вкладышами;
- в шатунных подшипниках при образовании достаточно большого зазора между шейкой коленчатого вала и опорой;
- при появлении трещин в юбке поршня или непосредственно поршневом пальце.
Диагностировать, что именно из приведенных вариантов приводит к стуку, можно только с разбором мотора. Здесь вам понадобится помощь настоящего специалиста. Разобрать двигатель – дело одно, но подчинить поломку и собрать его обратно – это уже совсем другая задача. Если у вас нет специальных навыков, не стоит рисковать и заниматься самостоятельным ремонтом.